Игровые обучающие ситуации с Чиполлино

Чиполлино, герой сказки Дж. Родари, очень нравится детям. Он смел, находчив, дружелюбен. Если дети не знают сказку «Приключение Чиполлино», им нужно ее прочитать или рассказать главное содержание. Для проведения ИОС с этим героем необходима игрушка, изображающая мальчика-луковку. Лучше всего сделать куклу би-ба-бо: головка-луковка и симпатичная перчатка позволяют манипулировать куклой. Во всех игровых ситуациях Чиполлино проявляет большую активность: приносит или привозит овощи и фрукты, раздает их детям, рассказывает о них много нового и интересного, рассуждает, учит, удивляется. Такое поведение легко разыграть с подвижной (легко управляемой) куклой би-ба-бо.

Дидактическая цель: на примере лука формировать у детей обобщенное представление о комплексе условий, необходимых растению для роста. Учить детей делать простые опыты с растениями. Развивать понимание: лишение растения даже одного из условий не позволяет правильно и быстро ему расти. Развивать наблюдательность детей, умение замечать изменения растущих луковиц, устанавливать причинно-следственные связи. Учить детей делать зарисовки лука, пользоваться символами.

Дидактическая цель: 

учить детей сажать в землю корнеплоды, луковицы, клубни, проращивать их, правильно ухаживать за посадками.

Дидактическая цель: 

дать детям представление о картофеле, особенностях его выращивания на огороде; воспитывать любовь к труду.

Дидактическая цель: закрепить знания детей об основных овощных культурах; учить детей различать сырые и вареные овощи; воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Дидактическая цель: закрепить представление детей об овощах и фруктах, особенностях их произрастания, пользе для здоровья человека; учить их сравнивать настоящие овощи и фрукты с муляжами; развивать любознательность, интерес к героям известной сказки.

Игровые обучающие ситуации с котом Матроскиным

Веселый и остроумный, с ярко выраженным характером Кот Матроскин, герой сказки Э. Успенского, удивительно практичен. В своей деревне Простоквашино он мечтает обзавестись домашним хозяйством. Его «голубая мечта» может стать сюжетом для интересных экологических занятий с детьми. Куклу Кота Матроскина нетрудно сделать самим, нарядив подходящую мягкую игрушку, изображающую кота, в тельняшку. Еще лучше это сделать с котом би-ба-бо, им легко имитировать умывание, ленивые движения, которые так хорошо представлены в мультфильме.

Игровые обучающие ситуации с Буратино

Деревянный мальчик Буратино хорошо знаком детям. Он никогда не унывает, поэтому у него много друзей: Мальвина, Артемон, Пьеро. Игровые обучающие ситуации с участием Буратино можно организовать в зависимости от дидактической цели занятия, которая так или иначе будет связана с его «деревянным происхождением». Кукла Буратино есть в каждом детском саду, но желательно, чтобы она была деревянной.

Дидактическая цель: познакомить детей с различными предметами, изготовленными из дерева: посудой, игрушками, мебелью, украшениями и сувенирами; развивать способность видеть красоту. Дать знания о том, что дерево обрабатывают на станках и вручную. Резьба по дереву - это искусство, ее выполняют умельцы-мастера специальным инструментом (ножами). Предметы из дерева по-разному украшают: расписывают красками, покрывают лаком, выжигают узоры. Все деревянные предметы приятны на ощупь (они теплые), красивы, доставляют людям радость.

Дидактическая цель: познакомить детей с разными свойствами дерева: оно не тонет в воде, легко воспламеняется и быстро горит. Дать представление о том, что неосторожное обращение с огнем в лесу приводит к большой беде - пожару. Люди не должны в лесу разводить костры, бросать окурки и стекла, лес - это общее природное богатство, его надо беречь.

Дидактическая цель: уточнить представление детей о бумаге, ее различном назначении; дать знания о том, что бумагу делают из древесины, она идет на изготовление тетрадей, книг, альбомов, салфеток и пр. Воспитывать в детях экономно-бережное отношение к чистой бумаге, книгам, развивать конструктивные умения при вторичном использовании бумаги (газет).

Красная Шапочка очень популярна среди детей. Ее любят за то, что она добрая, навещает бабушку, носит ей угощение. Ее жалеют, потому что волк ее обманывает. Красная Шапочка ходит через лес - это ее главная «экологическая» особенность, она может послужить для разработки содержания разных игровых обучающих ситуаций. Кукла Красная Шапочка имеется в каждом детском саду, ей только необходимо сделать дополнительную атрибутику: разнообразную, в том числе и зимнюю, одежду, корзину, грибы, цветы, ягоды и пр.

Дидактическая цель: уточнить представление детей о лесе, грибах, учить различать съедобные и несъедобные грибы. Воспитывать бережное отношение к лесу.

Дидактическая цель: познакомить детей с лекарственными и витаминными растениями (подорожником, валерианой, ноготками, крапивой), с плодами кустарников шиповника и черной смородины. Воспитывать у детей бережное отношение к здоровью, добросердечность, сочувствие к окружающему миру.

Традиционной для дошкольников является игра в путешествия, многочисленные варианты которой приемлемы для детей разных возрастов.

«Путешествие» - это собирательное название, под ним понимается сюжетно-ролевая игра, в которой дети «посещают» новые места или учреждения. В такой игре их внимание может быть сосредоточено на разных моментах: сюжете, ролевых действиях, воображаемой ситуации.

Дидактическая цель: уточнить представления детей о домашних сельскохозяйственных животных: содержание на ферме, кормление, уход, их использование. Знакомить детей с трудом животновода. Воспитывать интерес и доброе отношение к животным.

Дидактическая цель: познакомить детей с крупными морскими животными (кит, дельфин, акула); пингвинами - обитателями Антарктиды, их образом жизни и приспособленностью к водной среде обитания. Дать первоначальное представление о планете Земля, ее главных континентах, океанах.

Дидактическая цель: расширить и углубить представления детей о природе северного края; рассказать о том, как приспосабливаются животные к суровым условиям Севера; дать представление о полярной ночи, северном сиянии, трудной работе полярников.

Дидактическая цель: дать детям представление об Африке, ее жарком климате, пустынях, познакомить с экзотическими африканскими животными, их образом жизни. Развивать воображение детей, их игровые умения.

Дидактическая цель: учить детей видеть интересные явления природы и восхищаться ими, наблюдать за цветущими растениями, поведением животных; замечать особенности их внешнего облика. Развивать воображение детей, ролевое поведение.

Дидактическая цель: вызвать у детей интерес к жизни лесных обитателей (животных и растений), познакомить с их приспособительными особенностями; учить детей правильно вести себя в лесу, бережно относиться к природе.

Дидактическая цель: уточнить представления детей о лесе, о поляне; показать взаимосвязь лесных обитателей, природы и человека; закрепить знание правил поведения в лесу; познакомить детей с экологическими знаками; воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.

Дидактическая цель: закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с «этажами» (экологическими нишами) смешанного леса и его обитателями. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям; формировать представление о том, что в лесу все нужны друг другу; воспитывать интерес к жизни лесных обитателей.

Дидактическая цель: учить детей воспринимать произведения искусства, видеть красоту отраженной в них природы; объяснить, что на картине каждый художник выражает свое отношение к природе; познакомить детей с работами известных художников-пейзажистов. Учить детей осматривать выставку.

В настоящее время в продаже имеется большое количество самых разнообразных мягких игрушек, которые приобретают родители и дошкольные учреждения. Производители выполняют игрушки из всевозможных материалов, разных фасонов, окраски и размеров. Задача воспитателя сделать это игрушечное разнообразие привлекательным материалом для экологического воспитания дошкольников.

Программное содержание. Формировать у детей реалистические представления о буром и белом медведях, учить отличать игрушки от зверей, изображенных на картине. Познакомить детей с белым медведем и его местом обитания - снежным пространством, льдами Севера, его образом жизни, питанием. Учить детей сравнивать медведей по внешнему виду и образу жизни, выделять их различие и сходство. Развивать игровые умения детей.

Программное содержание. Уточнить представление детей о кошке как домашнем животном, ее поведении, взаимоотношении с котятами, расширить представление о еже: иногда живет на дачных участках, пьет молоко, летом ежиха растит ежат. Кошка и еж - умные осторожные животные, заботятся о своем потомстве. Воспитывать у детей бережное отношение к животным, интерес к наблюдению за их поведением. Развивать игровые умения детей, интерес к чтению литературных произведений о животных.

Материал к занятию: мягкие игрушки: одна большая и две маленькие кошки, два больших и два маленьких ежа; блюдце и миска; крупное искусственное или живое растение.

Программное содержание: дать детям представление о жизни ежа в лесу: зимой спит, летом питается насекомыми, мелкими животными, у ежихи родятся ежата. Еж покрыт иголками, которыми защищается от врагов. Воспитывать доброе, бережное отношение к ежу, как обитателю леса, понимание: лес для ежа его «дом», ему в лесу хорошо, поэтому его не следует уносить. Развивать умение слушать чтение литературного произведения, разыгрывать его с помощью игрушек.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru