В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии хватать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из нее, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. К двум — двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

Рассмотрим игры и занятия для детей второго года жизни с точки зрения тех дидактических положений, на основе которых они проводятся.

Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Педагог, предварительно хорошо изучив содержание соответствующего раздела «Программы воспитания в детском саду» распределяет материал по занятиям, соблюдая последовательность от простого к сложному. Предположим, ставится конкретная задача — познакомить детей с некоторыми вещами или игрушками, которые находятся в групповой комнате. В процессе решения этой задачи дети одновременно учатся узнавать предметы, называть их, действовать с ними.

Продуктивность дидактических занятий с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путем повторения прочных знаний и умений у всех детей группы, следует заботиться и о том, чтобы сохранить у детей интерес к занятиям, стремиться к тому, чтобы они выполняли все, что от них требуется, охотно и с удовольствием. В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут еще заставить себя делать то, что не вызывает их интереса. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия.

Словесные обращения воспитателя к детям — объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы — и другие формы речи служат на занятиях с детьми раннего возраста для развития понимания речи взрослого. Известно, что ребенок, еще не умея говорить сам, начинает понимать слова и фразы, которые произносят окружающие. Поэтому речь воспитателя приносит детям большую пользу при ознакомлении с предметами, фактами и явлениями реального мира, с которыми они соприкасаются. Их жизненный опыт еще настолько мал, что без пояснений, указаний они не в состоянии получить правильное представление об окружающем в том объеме, который указан в программе воспитания в детском саду. При помощи словесных пояснений воспитатели уточняют, а также и расширяют те сведения, которые дети получают путем непосредственных наблюдений.

Большое значение имеет также правильная организация детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В детский сад приходят дети, которые не привыкли к жизни в коллективе или медленно приспосабливаются к новой обстановке; у малышей в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев еще слабо развиты навыки совместной деятельности. Поэтому в начале года проводятся преимущественно-индивидуальные занятия. Воспитатель подходит к каждому ребенку, предлагает покатать цветные шарики или показывает куклу и побуждает его поговорить или поиграть с нею. Таким путем воспитатель приучает детей к новой обстановке, а также узнает каждого ребенка, уровень его развития, индивидуальные особенности и вместе с тем устанавливает с ним близкие, дружеские взаимоотношения, старается вызвать у него доверие, желание общаться.

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются со многими предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это прежде всего игрушки и некоторые предметы домашнего обихода.

Второй год жизни детей — ответственный период в их речевом развитии. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимания речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством общения его со взрослыми.

В первой половине второго года у ребенка наиболее интенсивно развивается понимание речи. Он начинает связывать представления об окружающих его людях с их именами, понимать названия предметов и некоторых действий. Развитие способности подражания речи проявляется в том, что дети легко повторяют часто слышимые звукосочетания и отдельные простые слова. В этот период у ребенка развивается и его собственная активная речь.

Занятия с куклой и различными игрушками, изображающими животных, средства передвижения (легковая и грузовая машины, поезд, самолет и др.), оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка.

С куклой дети учатся выполнять различные действия, близкие им из повседневной жизни (кормят, одевают, ведут на прогулку, раздевают, укладывают спать, катают на машине и т.п.). Игрушки, изображающие животных, птиц, позволяют воспитателю познакомить детей с характерными признаками и повадками животных и птиц (какой у них внешний вид, как они ходят, как кричат).

В процессе занятий с сюжетными игрушками у детей начала второго года жизни необходимо развивать речевой слух, понимание речи окружающих и собственную активную речь. Следует не только развивать способность подражания звукосочетаниям и простым словам, но и создавать условия для их самостоятельного применения.

Для развития слуховых восприятий и всех сторон речи ребенка этого возраста очень важно общение с ним взрослого. Поэтому занятия по развитию речи в основном надо проводить индивидуально. Тем не менее следует исподволь приучать детей к занятиям небольшими группками.

После полутора лет у детей совершенствуется понимание речи окружающих и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы.

В ходе занятий по развитию речи следует не только давать ребенку образец произношения того или иного слова, фразы, но и побуждать его к произнесению ответов на вопросы. Кроме того, необходимо создавать условия для употребления различных слов по собственной инициативе.

Игра «Гуси, гуси» (для детей от 1 года до 1 года 3 месяцев)

Цель игры: развивать способность понимать несложный сюжет инсценировки, учить умению воспроизводить звукосочетания «га-га», «да-да».

Для игры воспитательница берет двух игрушечных гусей небольшого размера из резины или пластмассы. Она держит их на коленях под столом (или на стульчике) вне поля зрения малышей. Перед столом усаживаются дети. Словами: «Дети, давайте позовем гусей» — воспитательница привлекает внимание всех участников занятия. Затем она громко, отчетливо зовет: «Гуси, гуси!» Повторяет еще раз: «Гуси, гуси!».

«Программа воспитания в детском саду» среди других занятий для второй группы раннего возраста рекомендует чтение стихотворений, потешек, шуток. Когда дети достигнут 2 лет, им можно уже читать небольшие сказки, художественные рассказы. Таким образом детей начинают знакомить с произведениями народного творчества и советских писателей для самых маленьких.

Русским народом создано много прекрасных колыбельных песенок, потешек, прибауток, предназначенных маленьким детям. Следует широко пользоваться этим народным богатством, можно также отобрать лучшие в художественном отношении и наиболее доступные малышам произведения из местного фольклора (если они имеются в методическом кабинете). Приобщение к творчеству народа имеет большое значение для воспитания детей.

Чтение потешки «Сорока, сорока»

Цель занятия: учить детей воспроизводить доступные им звукосочетания, слова текста.

Занятие проводится с небольшим количеством детей (3 — 4 человека) в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев. Малыши сидят на стульчиках перед воспитательницей. Она легко водит своим пальцем по ладони каждого ребенка по очереди и ритмично, нараспев, с ласковой интонацией читает;

Основная задача занятий — развитие тех же способностей и умений, что и в первую половину второго года жизни детей, с учетом их возрастающих возможностей. Дети учатся слушать текст внимательно, сосредоточенно, понимать сюжет более сложных произведений, чувствовать их ритмичность, улавливать рифму. Их начинают учить слушать текст без применения наглядных приемов.

Усложняются задачи по развитию подражательности: от детей уже требуют повторять слова, строчки текста, а ближе к 2 годам и старше — запоминать весь текст, выполнять движения без показа в соответствии со словами текста.

Уже в конце первого года жизни ребенок тянется к красочной картинке, радуется изображению. Картинки очень значимы в деле умственного воспитания и развития речи детей. Маленький ребенок не сразу отличает реальный предмет от его изображения на картинке. Он относится к рисунку как к игрушке, к вещи, пытается взять нарисованный мячик, укусить яблоко. С помощью взрослого малыш постепенно устанавливает связь между предметом, его графическим изображением и соответствующим названием. Это важно для развития мышления, для формирования первых общих представлений.

Первые занятия проводятся с каждым ребенком отдельно. Позднее можно объединять детей по 2 — 3. Занятия длятся 3 — 5 минут.

Узнавание детьми предметов по картинке и развитие понимания речи взрослых

Цель занятия: вызвать у детей интерес к картинке; научить узнавать по картинке знакомые предметы и называть их хотя бы упрощенным названием; воспитать умение правильно обращаться с картинкой (не рвать, не мять, не бросать).

Для осуществления этих задач проводятся занятия по одной, а затем по нескольким картинкам.

У детей 1 года 6 месяцев и старше важно формировать первичные общие представления. Важно, чтобы ребенок узнавал предметы, различая их по величине, окраске, материалу, из которого они сделаны, узнавал их в различных состояниях. Это вырабатывается в повседневной жизненной практике ребенка и специальными упражнениями с игрушками и картинками. Для этой цели могут быть использованы такие, например, картинки: мяч большой и маленький, матрешка большая и маленькая, яблоко большое и маленькое, шарик синий и желтый, ведерко красное и зеленое; кукла на стуле, на санках, в ванне, в кроватке; голубь стоит и летит; собака лежит и сидит.

В воспитании детей раннего возраста очень важным является развитие восприятий, обогащение и совершенствование чувственного опыта. У детей должны постепенно складываться отчетливые и правильные представления об окружающих их предметах и явлениях.

Советская педагогика и психология считают, что наиболее успешно такие представления складываются в процессе деятельности. Действуя с предметами, дети практически познают их свойства. Очень важна при этом роль слова взрослого: его пояснения, обозначения качеств, сравнения. Слово способствует более четкому восприятию и развитию более высокого уровня предметных действий — подбору предметов по одному признаку (величине, цвету), более четкой дифференцировки формы и т.п.

Катание с лотка цветных шариков

Цель занятия: научить детей сосредоточенно играть одной игрушкой 3 — 5 минут, выполнять действия, показанные воспитателем, понимать слова «покатай», «шарик» или «положи», «корзиночка».

Воспитатель дает ребенку 6 — 8 шариков красного и синего цвета (можно дать шарики в другом сочетании двух цветов: желтый и синий, красный и зеленый и т.п.). Ребенку дают возможность поиграть шариками, как ему хочется. Через некоторое время воспитательница ставит на стол или на пол невысокий лоток и скатывает с него по очереди шарики, приговаривая: «Вот как катится шарик!» Затем предлагает малышу: «Покатай шарик! Еще покатай шарик».

Игра «Шароброс»

(проводится с детьми от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев)

Цель игры: учить детей различать форму шара, круга и размеры — большой и маленький, знать названия «большой» и «маленький».

Для игры детям дают ящик, в стенках которого имеются круглые вырезы большого и малого размеров. С одной стороны ящик открыт. Дети получают шары двух размеров с таким расчетом, чтобы большие шары не могли пройти через меньшие отверстия.

Различать цвета дети начинают очень рано. Исследования показали, что уже во втором полугодии первого года жизни ребенок способен отличать один цвет от другого. Особенно привлекают детей яркие цвета. На втором году жизни ребенка происходит установление связи между зрительным восприятием и словесным обозначением цвета. Это дается ребенку гораздо труднее, чем установление связи между формой предмета и его названием.

«Грибочки, по местам!»

Игра состоит из небольшого столика, разделенного на четыре квадрата красного, зеленого, желтого и синего цветов и 20 грибочков (по пяти каждого цвета).

Занятие проводится одновременно с 4 детьми. Их располагают за четырехместным столом, на который ставится игровой столик с цветными квадратами так, что наружный угол каждого квадрата направлен к ребенку. Во время занятия детям удобнее стоять — так им лучше виден квадрат и легче вставлять грибочки.

Детям второго года жизни доступно сооружение несложных построек из кубиков и кирпичиков. Занятия со строительным материалом обладают большой педагогической ценностью. Прежде всего они активно обогащают сенсорный опыт детей. Действуя со строительным материалом, дети практически получают конкретные представления о различной форме, величине предметов, приобретают элементарные пространственные ориентировки. При разумном словесном руководстве со стороны взрослого на этих занятиях обогащается и речь. Обучая детей возведению построек, им дают понять, что их сооружения могут изображать какие-то знакомые предметы. Это подводит детей к отобразительной деятельности, развивает воображение.

Постройка автомобиля (машины)

Цель занятия: научить детей устойчиво и ровно ставить кубик на кирпичик; дать понять детям, что постройку можно использовать для игры; закрепить понимание слов «построить», «кубик», «кирпичик».

Воспитательница предлагает 2 — 3 детям сесть за стол, говорит: «Вот какие у нас хорошие кубики, это кубик, это кирпичик. Что мы будем строить из кубиков? Построим машину». (Предполагается, что дети знают, что это такое, играли с автомобилями).

Постройка стола и стула

Цель занятия: дети должны суметь построить одновременно два предмета, несколько отличающихся по конструкции.

Воспитательница строит стол и стул, сажает куклу на стул, а на стол ставит чашку. Кукла сидя пьет чай. Затем каждый ребенок получает по два крупных куба и по два кирпичика. Некоторые дети, построив один предмет, например стул, забывают о другом и строят второй наподобие первого, т.е. делают два стула или два стола. В таком случае уместно спросить ребенка: «Стол ты сделал, а где же кукла сидеть будет?» Или: «Куда же чашечку для куклы поставим?» После завершения постройки обоих предметов дети получают кукол, посуду и играют (куклы ходят друг к другу в гости).

В раннем возрасте деятельность с предметами постепенно усложняется. На первом году жизни и в начале второго ребенок преимущественно манипулирует с предметами: перекладывает из рук в руки, ощупывает, рассматривает, поглаживает. Наряду с этими действиями появляются новые: бросание, перемещение. Все эти действия проявляются в деятельности ребенка, которой руководит взрослый. В результате действия ребенка на втором году жизни отличаются от простых манипуляций с предметами, приобретая особенности, соответствующие свойствам предметов, с которыми он действует. Так, например, колясочку дети катают, а не стучат ею, как раньше; куклу сажают за стол или кладут в кровать, а не бросают; кубики и кирпичики не разбрасывают, а пытаются сложить из них дорожку, заборчик, автомобиль и т.п.

Игра «Звени, колокольчик!»

Воспитательница вносит в группу укрепленный на подставке колокольчик или бубенчик, подвешивает его на видном и легкодоступном месте. Колокольчик висит так, что дети не могут достать его рукой. К язычку колокольчика привязана веревочка. Воспитательница показывает детям, как, дергая за веревочку, можно звонить в колокольчик. Детям дают возможность поиграть с колокольчиком. Занятие следует повторить, после чего колокольчик можно оставить в групповой комнате для самостоятельной игры детей.

Игра «Достань колечко»

Воспитательница составляет вместе четыре стола в форме квадрата, усаживает за них 6–8 детей и высыпает на середину стола цветные кольца большого размера (диаметром 5-8 см, рис. 1), обращает внимание детей на эти кольца. Дети тянутся к кольцам руками. Затем воспитательница берет палочку и со словами: «Рукой трудно достать колечко — будем палочкой доставать» — придвигает палочкой к каждому ребенку по кольцу. После того как дети рассмотрят кольца и подержат их в руках, нужно взять у них эти кольца, давая взамен каждому по палочке, и положить вновь кольца в центр стола. «Теперь сами достаньте колечки», — говорит воспитательница. Если некоторые дети будут тянуться к кольцам рукой, им нужно напомнить, что кольца можно достать палочкой. На одном занятии можно несколько раз передвигать кольца в центр стола и предлагать доставать их палочкой.

В играх-занятиях с водой дети на собственном опыте знакомятся со свойствами воды. Воспитательница приносит в группу тазик, наливает в него на виду у детей воду, дает им потрогать воду руками. Затем воспитательница говорит, что в воде хорошо плавают рыбки и уточки. Показывает рыбок и уточек, предлагает детям самим опустить их в воду. Затем проводит с детьми игру «Ловись, рыбка».

Детям в возрасте двух лет и старше в часы самостоятельных игр показывают подвижные народные игрушки «медведь-дровосек» или «медведь с силомером», «медведь с молотком» и другие такого же типа. Показ игрушки воспитательница должна сопровождать пояснениями, например: «Посмотрите, дети, что мишка делает? Мишка дрова топором рубит! Молотком гвоздь забивает! Молотком стучит!» и т.д. После такой игры-демонстрации можно спросить детей, хотят ли они тоже молотком поработать, и провести с ними игры, описанные ниже.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru