Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества.

Среди разнообразных функций семьи (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, организации семейного досуга, социализация, общение и др.) важное место занимает функция воспитания.

Воспитательная функция заключается в духовном воспроизводстве населения. На всех возрастных этапах становления и развития личности семья является ведущим фактором воспитания и взрослых и детей. Воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание – не односторонний процесс, оно заключается в сотрудничестве, где оба участника чувствуют себя наделенными дарами.

В работе И. В. Гребенникова «О воспитательном потенциале семьи» выделены три аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, передавая ему социальный опыт. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда особенностей семья оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети интуитивно осознают свое влияние на других членов семьи буквально с первых дней жизни.

Исследования отечественных социологов (В. С. Собкин, E. М. Марич, 2002) показывают, что 75,5 % родителей дошкольников среди предпочитаемых жизненных ценностей называют «воспитание детей». На втором месте стоит счастливая супружеская жизнь (67,7 %), на третьем – хорошее здоровье (53,9 %). Важно отметить, что «воспитание ребенка» и собственное «хорошее здоровье» существенно более значимы для матерей. Отцы же чаще отмечают «успешность в профессиональной деятельности» и «достижение материального благосостояния».

Семейное воспитание рассматривается как осознанные усилия, предпринимаемые старшими членами семьи по взращиванию ребенка и направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Семья – единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни.

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья – это система с определенным морально-психологическим климатом, являющаяся для ребенка школой отношений между людьми. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Из семейного опыта он усваивает представления о себе, о других и о мире в целом. Эта атмосфера создает его ценности и обеспечивает обратную связь, придающие ему чувство общности с членами семьи и собственной значимости.

Первые воспитатели ребенка – мать и отец. Их вклад в его развитие трудно переоценить! Мудрая, проверенная веками, народная педагогика донесла до сегодняшнего молодого поколения образ ответственного, оберегающего родительства: «На плечах отца держится мир», «Материнская молитва со дна моря поднимет».

Мать как никто другой способна ощущать, воспринимать, осознавать, понимать, сопереживать ребенку, начиная с рождения.

С первых дней жизни мать воспитывает ребенка через чувства: поет колыбельную, рассказывает прибаутку, показывает картинки в книге, вместе с малышом танцует; хмурит брови, если он нашалил, улыбается доброму поступку; радуется первому слову, рисунку, постройке из кубиков; восхищается голубым небом, распустившимся цветком; приветствует прилетевших на кормушку синичек.

Позиция воспитателя-отца отличается от позиции матери. Если женщина как существо более эмоциональное, одухотворенное по своей природе, в воспитании детей руководствуется чувствами, то мужчина, как человек рациональный, деловой и серьезный, руководствуется разумом. Отец более четко и реалистично осознает цель воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, избирая для этого необходимые средства, методы и приемы.

Мать для девочки – пример будущей девушки, женщины; для мальчика – образец будущей спутницы жизни. Отец формирует в мальчике будущего мужчину-отца, а в девочке – представление об идеале ее будущего избранника.

К сожалению, сегодня многие дети воспитываются в неполной семье, где ребенка воспитывает мать. Отсутствие мужчины в семье, согласно исследованиям психологов, ведет к психической неустойчивости и большей чувствительности детей к состоянию матери, к затруднениям полоролевой идентификации (особенно у мальчиков), формированию неадекватных стереотипов и установок по отношению к семейной жизни.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru