Различают нормативные и реальные цели воспитания детей. Нормативные цели – это провозглашаемый идеал, совершенный образ ребенка как будущего взрослого. Реальные цели – это предвосхищаемый результат воспитательной деятельности; то, что родители, прежде всего, стремятся воспитать и развить у своего ребенка.

Наиболее значимыми в нормативной системе целевых ориентаций родителей выступают такие качества, как доброта и отзывчивость; волевые качества, стремление к образованию и культуре. Весьма важно также, по мнению родителей, воспитание у ребенка стремления к развитию собственных способностей и уважения к старшим. Доминирующее положение в нормативной целевой системе воспитания занимает морально-этический компонент развития личности («воспитание доброты и отзывчивости к людям»). Следует отметить, что матери в большей степени ориентированы на воспитание доброго, отзывчивого и в целом образованного и культурного человека.

...

«…Я хотела бы видеть своего ребенка добрым, ласковым, заботливым, внимательным и доброжелательным человеком». (Из сочинения Т. И. Пековой, матери воспитанника детского сада.)

«…Свою дочь я желаю видеть, прежде всего, настоящим человеком. Чтобы она умела дружить и помогать друзьям, чтобы друзей было много и они тоже были настоящими». (Из сочинения Н. Цыганковой, матери воспитанницы детского сада.)

Для отцов гораздо важнее волевые («настойчивость, выдержка, целеустремленность»), и социально-адаптационные качества («умение приспосабливаться к любой обстановке»).

Большое влияние на формирование целевых нормативных моделей оказывает обеспеченность и уровень образования родителей воспитанников. Для родителей из высокообеспеченного слоя общества менее значимой оказывается морально-этическая компонента и наоборот высокое значение имеет «умение приспосабливаться к любой обстановке» (54,5 %). Родители из среднеобеспеченного слоя чаще отмечают важность воспитания в ребенке «стремления развивать свои способности» (36,7 %). Родители из низкообеспеченного слоя отмечают это стремление в 27,7 % случаях. Для родителей со средним и низким уровнем образования характерна большая значимость воспитания в ребенке «уважения к старшим». Для матерей с высоким уровнем образования важным оказывается как приобщение ребенка к культуре, так и формирование у него установок на социальное достижение и самореализацию.

Существенно определяет нормативную целевую структуру воспитания относительно значимости развития волевого аспекта пол ребенка: мужчина должен быть более целеустремленным, настойчивым, выдержанным, чем женщина.

Насколько декларируемые цели соответствуют тем реальным задачам, которые ставят перед собой родители воспитывая своего ребенка? Как показывают исследования, родители придают гораздо большее значение развитию морально-этической сферы ребенка («воспитание доброты и отзывчивости») в нормативной системе, чем в реальной практике воспитания. Та же тенденция прослеживается и относительно развития способностей к социальной адаптации.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru