Плавание – больше, чем передвижение в воде при помощи мышечных усилий. Помимо физического развития это еще и превосходная закалка, и уважение сверстников, и развитие координации движений вкупе с психомоторными навыками: пловец идет «на автомате», не думая о каждом гребке, но пользуясь согласованными движениями всего тела. И еще: в бассейне дети рассмотрят как следует почти обнаженных мужчин и женщин. Получив образцы тел в хорошей форме, дети поймут, к чему следует стремиться.

Самое сложное с велосипедом (трех– или четырехколесным, понятное дело) – объяснить малышу, что надо крутить педали и поворачивать руль так, чтобы куда-нибудь не врезаться. Вся эта премудрость вполне может быть усвоена уже к 3 годам.

Более того: с 3 лет полезно участвовать в велосипедных состязаниях с себе подобными, но здесь возникает проблема. Как растолковать маленькому человеку то, что смысл соревнования заключается в опережении прочих участников? Между тем это знание пригодится ребенку на всю жизнь, поскольку является прививкой лидерских качеств.

Трудно поверить, но некоторые тренеры приглашают в свои секции кататься на «роликах» малышню уже с… 2 лет. Это преждевременно: в таком возрасте ребенок еще и на своих-то двоих стоит неуверенно!

Самый ранний возраст для роликовых коньков – 3 года. Ну а после 3,5 можно вставать на обычные коньки в секции фигурного катания или хоккея. Хотя в песне поется, что «в хоккей играют настоящие мужчины», во многие секции в наши дни принимают и девочек. Конечно, массового прихода малышек в хоккей еще не произошло, но тенденция очевидна.

Вероятно, лыжи – самый полезный для здоровья вид спорта. Разумеется, мы имеем здесь в виду не «элитарные» горные лыжи (это уж на ваше усмотрение), а самые обычные – беговые. Известны многочисленные случаи, когда больные люди, в том числе очень пожилые, которым, по мнению врачей, жить оставалось считаные месяцы, вставали на лыжи и… расставались с хворями и жили-поживали себе еще целые десятилетия!

В России лыжи входят в «обязательное меню» школьной программы по физкультуре, и это еще один аргумент в пользу того, что лучше освоить лыжи заранее. Тем более что начать можно уже в 3 года, когда малыш уже уверенно ходит. Правда, некоторые родители переживают по поводу того, что ежегодно придется покупать чаду новые лыжные ботинки – ножка-то растет. Недешевое удовольствие!

Нет никакой нужды убеждать читателя в пользе интеллектуальных игр. Все они развивают логическое мышление, учат просчитывать последствия своих действий, помогают терпеливо и незаметно для соперника создавать комбинации-ловушки, объясняют пользу малых жертв в больших делах.

Особенно хороши для интеллекта шахматы. Зачастую этой игре первоначально учат родители. Так, чемпионов мира Анатолия Карпова и Гарри Каспарова в 5 лет познакомили с древней-предревней игрой отцы. Думаем, совсем необязательно мечтать о шахматной короне, но освоить азы игры в 5 лет сумеет каждый.

Сейчас мы скажем о том, что многим может не понравиться. Развивая ребенка физически, очень полезно увлекать его собственным примером.

Да, далеко не все родители обладают спортивным телосложением, развитой мускулатурой и спортивными разрядами. Но по возможности «это следует шить».

Ну, что вам стоит, проходя мимо турника на детской площадке, повисеть на нем на глазах у своего ребенка? А потом, естественно, и ему помогите уцепиться за поперечину: как минимум это и радость, и польза позвоночнику.

В дальние походы родители берут малышей обычно по двум соображениям. Во-первых, ребенка не с кем оставить дома. Во-вторых, надобно оного закалять. Вот пример. В то благословенное время, когда на Кавказе никто и не слыхал о терроризме, мама с папой и ребенком лет около 5 отправились на Чегет – одну из самых высоких вершин Кабардино-Балкарии.

Что же закрепилось на всю жизнь в памяти того малыша? В автобусе, который по горному серпантину подвозил туристов к канатной дороге, человечка укачало и едва не стошнило. Правда, сам-то подъем по «канатке» ему, безусловно, понравился. Но далее началось самое ужасное.

Бабушки и дедушки помнят азбуки своего детства на шершавой бумаге с вдребезги распушившимся переплетом. То ли дело сейчас: азбуки на любой вкус! Мы предпочитаем магнитную азбуку, поскольку она обладает своего рода интерактивностью, ребенок может безо всякого труда по своему усмотрению составлять слоги, слова, даже предложения. Прежде, однако, оговоримся: надеемся, что почти все буквы ваш малыш выучил уже к 3 годам, хотя составлять из них осмысленные фрагменты пока, конечно, не умеет.

Предлагаем по крайней мере две версии магнитной азбуки. Первая – попроще – состоит из металлической прямоугольной доски шириной примерно 40 см, с высотой 30 см и набора букв. Высота букв около 3,5 см, т. е. они легко различимы для малыша.

Магнитная азбука – не панацея, которая поможет ребенку освоить грамоту. Грамотность – вообще не то, что дается без труда. Ведь почти всю жизнь человечество провело в неграмотности. Недаром первая из трех эпох нашей истории называется в науке «дикостью».

Она началась с появлением членораздельной речи, в среднем периоде дикости было освоено рыболовство и начато использование огня, в конце дикости придуманы лук и стрелы. И произошло это лишь 5–6 тысяч лет назад: совсем недавно, если учесть, что человеку разумному (Homo Sapiens) уже примерно 100 тысяч лет.

Когда пора заняться математикой? Многие дети знают арифметические действия уже в 5 лет. Такие ребята чувствуют себя в школе гораздо увереннее тех, кто со счетом не знаком. Цифры, арифметические знаки, даже геометрические фигуры предстают со школьной доски не загадочными и враждебными, а знакомыми и понятными. Привычка к математике с первых лет жизни развивает ум, прежде всего логическое мышление. Не будем забывать, что математика – это каркас, к которому крепятся прочие точные науки.

Конечно, если изучать математику с ребенком 4 или 5 лет так, как занимаются с детьми 7 или 8 лет в школе, ничего путного не выйдет.

Видя «мобильники» на каждом шагу, ребенок начинает хотеть собственный телефон. Поэтому не жадничайте и отдайте ему ненужный сотовый телефон, причем в комплекте с зарядным устройством, иначе малыш поймет, что телефон у него «не настоящий». Что это даст?

Во-первых, пробуя кнопочки, кроха тренирует пальчики.

Во-вторых, функции телефона потихоньку «зайдут» в человечка.

Подобно сотовому телефону, компьютер должен сопровождать малыша с первых лет жизни. Вот только если трубки на первых порах можно «списывать» в игрушки нерабочими, то с «компом» этот номер не пройдет. Собственно, родители сами заинтересованы, чтобы в квартире всегда была под рукой свободная исправная машина – естественно, с доступом в сеть.

Во-первых, в Интернете масса увлекательных и совершенно бесплатных мультиков, которыми малыш ежедневно наслаждается в среднем по 30 минут. Родители тем временем спокойно занимаются своими делами.

Отдельно остановимся на таком распространенном среди взрослых явлении, как компьютеробоязнь. Данным термином мы обозначили иррациональный ужас людей доинформационной эпохи (т. е. с аналоговой, «доцифровой» ментальностью) перед информационными технологиями.

Этот ужас порожден нежеланием осваивать IT. Встречается компьютеробоязнь также у некоторых лиц, вынужденных работать на компьютере, но из-за лени не получающих достаточных системных знаний о нем как инструменте интеллектуального аутсорсинга.

Современного человека окружают миллионы предметов, запомнить все их названия невозможно. Однако наименования и предназначения наиболее часто встречаемых технических изделий можно усвоить уже в раннем детстве. Не ленитесь называть малышу то, что он видит вокруг.

Ясно, что первым делом ребенок должен получить представление о всевозможной домашней утвари: тарелка, ложка, вилка, чайник, кастрюля, плита, стиральная машина и т. д. Папины инструменты: плоскогубцы, молоток, отвертка. Далее переходим к уличным терминам: дорога, скамейка, фонарь, деревья, дома и т. д.

Привлекайте внимание девочек и мальчиков к автомобилям на улицах. К 2,5–3 годам малыш на зависть сверстникам может с легкостью распознавать марки большинства встречаемых авто, даже таких редких, как Acura или Cadillac.

Попутно малыш по флагам на государственных номерах определяет, из какой страны данная машина: так подспудно в юную головку «вливается» география. Конечно, этот совет больше годится жителям крупных городов, где иностранцы не в диковинку. Но уж по крайней мере флаг России будет угадываться вмиг, несмотря на регион проживания!

Теперь усложним упражнение – все равно ведь нужно чем-то заниматься во время прогулок, а машин кругом множество.

Лет в 5–6 ребенок вполне в состоянии уразуметь в самых общих чертах, что такое современная война.

Зачем это ему? А затем, что война каждый день обрушивается на нас из СМИ и Интернета.

Еще Великая Отечественная показала, что побеждает тот, кто владеет небом.

Вначале немцы выбомбили на аэродромах наши самолеты, и танки с крестами беспрепятственно помчались на восток. А в конце войны в воздухе господствовала советская авиация, и немецкие экипажи разбегались из своих бронированных машин по окрестным хуторам.

Надеемся, вашему ребенку никогда не пригодится на практике знание всевозможного оружия. А вот для общей эрудиции оно небесполезно. Просвещенных ребят сверстники слушают, затаив дыхание, такие ребята часто становятся лидерами. «Как много он знает!» – с восторгом думают девочки. «И где он только этого понабрался?» – недоумевают мальчики.

Не имея возможности вдаваться в детали, просто перечислим виды оружия (подробнее эта тема освещена в «Книге конкретных пацанов. Выживание в разведке», изданной одним из соавторов несколько лет назад).

Утром к неказистому зданию подкатывает ничем не примечательный автомобиль, из которого выбирается неспортивного вида мужчина в майке и шортах. Он завез своего малыша в садик и теперь приехал на работу. Мужчина прикладывает электронный пропуск к окошку сканера, в подъезде садится в лифт и опускается на 10-й этаж – под землю.

Там мужчина входит в ярко освещенный операционный зал, здоровается с людьми в таких же мешковатых одеждах, знакомится с тем, что произошло за время его отсутствия, расписывается в журнале «Смену принял», жмет на прощание руку сменщику и усаживается за компьютер: мужчина приехал на войну.

Даже в головах у взрослых с космической терминологией творится полная каша. Для абсолютного большинства землян что космическая ракета, что космический корабль – все едино.

Между тем разница между ними куда существеннее, чем между автоматом и пистолетом-пулеметом (эти-то отличаются главным образом калибром).

И лет в 5–6 хорошо бы с этой разницей познакомиться, иначе каша «сварится» на всю жизнь.

Культурный человек обязан знать основные страны, их народы, столицы и достопримечательности. Ну, возможно ли помыслить, что ваш малыш не в состоянии назвать город, где находятся Кремль и Останкинская телебашня? Ну а где красуется Зимний дворец и стоят ростральные колонны, по-вашему, надо знать или нет?

Мы предлагаем снабдить малыша информацией о выдающихся приметах крупнейших столиц. Во Франции есть Париж, а в нем – Эйфелева башня (ну и Лувр, конечно). У пирсов Нью-Йорка стоит известная всему миру статуя Свободы. Лондон знаменит (помимо многого прочего) зданиями парламента и башней Big Ben.

Сегодня даже квартиры людей самого скромного достатка завалены игрушками, и едва ли не каждый поход в супермаркет увеличивает эту «коллекцию».

Мы предлагаем минус обратить в плюс, поэтому придумали увлекательнейшую игру: собирать вместе с малышом лет 3 или 4 лет комплекты персонажей любимых сказок из… имеющихся дома игрушек. А если какого-то персонажа отыскать не удается, делаем его из пластилина.

Возьмем, к примеру, «Колобок». Главного героя можно сделать из любого шарика (для пинг-понга), мячика (для тенниса) или того же пластилина.

Сейчас можно купить замечательные книжки для выработки навыков аппликации (можно и не покупать, а найти все необходимое на нашем сайте, а также на сайтах "Мишуткина школа" и "Неваляшки"). Скажем, на развороте изображено строительство дороги: вот самосвалы подвозят песок, дальше специальные машины его утрамбовывают, потом наступает очередь бетоновозов и вибраторов, асфальтоукладчиков… И вот внизу разворота уже вьется новенькая дорога с яркой разметкой!

Вся строительная техника нанесена на дорогу бледными контурами, а красочные изображения машин скрываются в наклеенном виде на другой странице. Там ребенок должен по контурам отыскать нужную машину, отклеить ее и приклеить на нужное место по соответствующему контуру.

Эта главка-совет, разумеется, предназначена родителям маленьких горожан, поскольку на селе животные – непременная часть среды обитания.

А вот в городах мы на каждом шагу видим стаи бродячих собак и кошек. Откуда они берутся?

Ларчик просто открывается: все эти несчастные, блохастые, покрытые лишаями животные – наши бывшие четвероногие друзья, найденные или купленные в итоге уговоров наших детей.

Хотим сразу внести ясность: мы отнюдь не призываем обучать детей музыке, и вот почему. В царские времена музыке в обязательном порядке учились дети привилегированных сословий. Крестьяне с рабочими могли об этом лишь мечтать.

Неудивительно, что после 1917 года страна покрылась густой сетью музыкальных школ да училищ – отдавать туда детей стало престижно. Так изживался комплекс социальной неполноценности: чисто барское еще недавно искусство стало общедоступным, а владение музыкальным инструментом с ходу превращало человека в душу компании.

В наши дни, увы, исчезает застольное или уличное пение. Конечно, каких-нибудь 100 лет назад в мире без электричества и, соответственно, без звукозаписи хоровое пение служило самым распространенным – и бесплатным! – развлечением.

Сейчас кто угодно в состоянии «врубить» в своей трубке профессиональный «музон», и завывания дилетантов слышны все реже.

Даже бренчащих на гитарах подростков у подъездов почти не осталось – к вящей радости жильцов нижних этажей. Клонится к закату даже караоке, овладевшее в конце 1990-х симпатиями миллионов.

Скажем цинично, но точно: используйте естественное стремление малыша участвовать в домашних делах. Как в «Кавказской пленнице»: «Кто нам мешает – тот нам поможет».

Обратите внимание хотя бы на то, с какой настойчивостью ребенок пытается овладеть пылесосом. Так не препятствуйте – позвольте мелкому челу эту страсть реализовать! Да, вы потеряете на уборке со столь серьезным «компаньоном» лишних минут 5 или 10, но данное «вложение» времени поистине неоценимо. Пройдут несколько лет, и дочь или сын будет пылесосить вашу квартиру на полном серьезе, в одиночку и весьма качественно.

Приобщение к живописи начинаем с… отпечатков ладошек и ступней. Нами подмечено: дети это занятие обожают. Намазываем гуашью или простой акварельной краской ручки, ножки и прикладываем их к чистым листам бумаги. Объясняем малышу, что не надо сразу же хвататься за лист, так как краски должны подсохнуть.

Да уж, придется минут 10 подождать, хотя дело можно ускорить раза в два, пристроив листки бумаги на трубах отопления. Кстати, советуем сразу же отсканировать получившиеся отпечатки

Слишком часто предметом особых волнений родителей бывает право– или леворукость их ребенка. Эти переживания не стоят выеденного яйца. Предоставьте дитяти быть таким, каким ему быть удобно. Не заставляйте становиться правшой лишь на том хлипком основании, что «так принято».

Доходит до курьезов. У одного из нас зять Володя берет пишущий инструмент (карандаш, шариковую ручку и пр.), а также ложку или вилку в правую руку, но удочку или топор – непременно в левую. Как так вышло? А просто в детстве родители заставляли пацана использовать в качестве главной руки правую, однако контролировать «процесс» мама с папой могли в основном за едой. Вот пацан и приноровился: ради прихоти родителей ел правой рукой, а прочие важные дела исполнял левой. В школе ему тоже доставалось будь здоров, ибо советские учителя считали особой своей доблестью перековать левшу в правшу.

Ох, и трудная это работа! Мы предполагаем, что цепкая привязанность ребенка к постели родителей основана именно на грудном вскармливании. Увы, когда-нибудь с этим придется кончать. Во-первых, поможет детский сад, который объективно ограничит «молокоотсос», так как весь день ребенок отныне будет проводить вдали от «титьки».

Во-вторых, от самих родителей потребуется жесткость и бескомпромиссность:

Нет, нет и нет! Иди к себе.

Когда именно, в каком возрасте пора отказываться от горшка?

При ответе нужно учитывать, что в младших группах детского садика высадка на горшок – практически единственный вариант.

Однако параллельно дома никто не мешает вам осваивать унитаз – в школе-то горшков в любом случае не будет.

В итоге наша рекомендация предельно «плюралистична»: лет этак с 2 сочетайте горшок с унитазом. Разумеется, по-большому малышу удобнее ходить на горшок. А по-маленькому уже вполне можно «делать дела», усаживаясь на специальную детскую накладку к взрослой унитазной доске, и девочкам, и мальчикам.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru