УРОКИ РИСОВАНИЯ - 12 Июля 2013 - Блог - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Воскресенье, 04.12.2016, 17:25

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОССИЙСКОЙ МАМЫ [208]
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ [15]
КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА ДО ДЕТСКОГО САДА [49]
ДЕТСКИЙ САД И ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ [32]
МЕТОДЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА [36]
УЧИМ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ [31]
ВИКТОРИНЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [19]
ДЕТСКИЕ СТИХИ [16]
ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ [45]
ТАЙНЫ МОЗГА ВАШЕГО РЕБЕНКА [30]
ПЕРЕХИТРИМ МАЛЫША [18]
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2013 » Июль » 12 » УРОКИ РИСОВАНИЯ
13:42
УРОКИ РИСОВАНИЯ

Нужно ли учить ребенка рисованию? Как показывают многочисленные исследования, да и просто личный опыт любого взрослого человека, рисуют практически все дети. Отсутствие интереса к рисованию в дошкольном возрасте – показатель серьезных психологических проблем. Ведь рисование для ребенка – это не только творчество, но и важнейший акт в познании мира, с помощью своих рисунков дети стремятся понять окружающие их предметы, явления, людей и свое собственное место в этом мире. Так, может быть, оставить все как есть и не вмешиваться в этот естественный процесс, чтобы не навредить его ходу и развитию? Сторонники раннего развития детей считают, что помощь взрослых все же необходима. Она может быть разнообразна (именно этому посвящен настоящий раздел), но всегда должна оказываться с максимальным вниманием к ребенку и уважением его права на самовыражение.

…«по старинке»

Немного теории

Традиционные методики обучения рисованию, которые используются в детских садах и центрах раннего развития, не имеют четко установленного авторства. Педагоги и родители, применяющие их, используют наработки и советского периода, и последних десятилетий, при этом привнося очень много собственных творческих придумок. Эта методика учитывает возрастные особенности детей. Так, «традиционные» педагоги считают, что дети в возрасте до трех лет обладают примерно одинаковыми способностями к рисованию, и задача родителей в этом возрасте – создать условия для того, чтобы ребенок мог раскрыть и развить свои художественные способности. В возрасте от одного до двух лет, в «доизобразительный период», малыш обычно не испытывает потребности в самом рисовании, но любит манипулировать различными материалами для рисования. Он спешит заполнить пространство листа точками, штрихами, линиями – это так называемый «штриховой период». Рука ребенка движется взад и вперед непроизвольно, получаются повторяющиеся неотрывные штрихи. К полутора годам появляются более ритмичные ломаные или прямые линии, «мотки», дети осваивают вращательные движения, сначала – удлиненные, затем – круглые. Передвигая руку по листу, ребенок получает спирали. Вo втором полугодии второго года жизни движения совершенствуются, начинается «период каракуль»: линии становятся разнообразными, закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, перекрещенные линии. В третий год жизни малыш совершает важное открытие: на листке бумаги в результате его действия может появиться образ какого-либо предмета; его очень привлекает поиск содержания в различных изображениях. Ребенок начинает ставить себе задачу изобразить тот или иной объект – начинается так называемое «рисование по замыслу».

Практические упражнения

Этап 1

До двух лет

Пока ребенок еще не испытывает осознанного интереса к рисованию, задача взрослых состоит в том, чтобы создать вокруг малыша среду, побуждающую его играть и манипулировать изобразительными предметами: цветными карандашами, фломастерами, мелками, разнообразной бумагой. Обеспечьте ребенка разнообразными материалами, покажите ему, какой след оставляют карандаши и шариковые ручки, краски и мелки. Очень хорошо использовать пальчиковые краски: их можно купить, а можно сделать самостоятельно (для этого потребуется крахмал, вода и пищевые красители). Чтобы внимание ребенка не рассеивалось, не давайте весь материал сразу, а предъявляйте постепенно. Не мешайте ему использовать материал так, как ему хочет (естественно, исключая действия, опасные для здоровья). Он может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-нибудь щель, пробовать на вкус и т. д. Бумагу он будет мять, рвать на мелкие кусочки. Постарайтесь не делать что-либо за ребенка или для него, а работать вместе с ним, доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам. Необходимо закреплять интерес ребенка к действиям с материалом, получению яркого следа на бумаге.

Чтобы помочь ребенку увидеть образ в своем рисунке, рисуйте и лепите вместе с детьми, показывайте, как можно пользоваться материалом. Если ребенок не видит образа в своих каракулях, помогите ему, проявите интерес к тому, что делает малыш на своем листе. «Какой сильный дождик получился!» – удивляется взрослый. Хотя малыш просто ставил точки, а не рисовал дождик, он будет очень рад и удивлен маминой реакцией. Чтобы усилить интерес ребенка к образу, можно обыграть рисунок: нарисовать человека с зонтиком под дождем или поставить под дождик маленькую игрушечную машину. В результате совместного «чтения» детских каракулей и их обыгрывания ребенок не только видит образ, но, радуясь своим возможностям, хочет повторить изображение: «Нарисую еще дождик»». С этого периода ребенок не только понимает изобразительный характер своей деятельности, но и начинает добиваться поставленной им цели: «Яблочко! Яблочко! Еще нарисую яблочко».

Этап 2

От двух до трех лет

Необходимо развивать у ребенка способность замечать и понимать изображение предметов, явлений, а также умение эмоционально откликаться на содержание образа и на его художественную форму: цвет, фактуру, форму. Важно воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности, желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует, стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми. Прививайте малышу любовь к рассматриванию изображений (прежде всего к книжным иллюстрациям и скульптурам малых форм – домашним статуэткам, народным игрушкам).

Помогайте малышу осваивать все новые способы изображения и лепки, знакомьте его с различными материалами и элементарными приемами их использования. Учите ребенка правильно держать карандаш: большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным. В работе с кистью важно научить держать кисть в пальцах, а не в кулачке, выше железного наконечника, а с гуашью – набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю, промывать кисть сразу после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке. После занятий ставить ее на подставку.

Многие дети любят рисовать пальцами. Предложите ребенку и другие материалы для рисования: губку, тампон, вату.

Выбирайте тему для рисования, близкую ребенку. Чтобы научить его наносить ритмичные штрихи и пятна, рисуйте вместе с малышом, как идет дождь, повторяя при этом звуки: «Кап, кап, кап», как тихо падает снег, рассыпается горох и т. д. Некоторые явления лучше рисовать красками – снежинки, звездочки на небе, огоньки на елке и в окнах, листочки на дереве, ромашки на лугу, вишни на тарелке и т. д.

Для тренировки изображения линий предложите ребенку нарисовать дорожки, ручейки, палочки, ленты, карандаши, ниточки к шарикам, веревочки к машинке и т. д. Очень полезно рисовать вместе: например, мама рисует дерево, а малыш – яблоки на нем, папа рисует машину, а ребенок – окна, колеса и фары и т. д.

Тематика лепки должна быть также проста и основана на опыте ребенка: конфеты, орехи, колбаски, баранки, ягодки.

…вместе с Вадимом Курчевским

Немного теории

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный творческий труд. От этой идеи отталкивался Вадим Курчевский, художник, режиссер-мультипликатор, автор хорошо известной многим советским телезрителям передачи «Выставка Буратино», посвященной детским рисункам. Задача родителей – развить и закрепить в своем малыше ощущение радости созидания, творческие способности, которые пригодятся ему даже в том случае, если он никогда не станет художником. Ведь художник, по мысли автора, – это тот, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать и радоваться окружающему миру. Самое главное, что необходимо делать родителям, желающим развить творческие способности ребенка и научить его рисовать, – это сформировать у самих себя правильное отношение к работам маленького художника. А правильное отношение – это, прежде всего, доброжелательность и заинтересованность. Категорически запрещается сравнивать нарисованное ребенком с реальностью: «Так не бывает», «Не похоже», «Ты что, траву никогда не видел?!» Такие сравнения, как и прямые оценки типа «Ну, художник из тебя не выйдет», «У тебя ничего не получится», – самый верный способ навсегда отвратить ребенка от рисования и погасить его творческие порывы. Также не следует активно вмешиваться в работу ребенка и настойчиво давать свои рекомендации. Но и полное безразличие к творчеству ребенка не принесет пользы. Постарайтесь найти золотую середину и научиться разговаривать с собственным малышом о его произведениях так, чтобы ему хотелось рисовать еще и еще.

Практические упражнения

Этап 1

Организуем рабочее место и выбираем бумагу

Рабочее место маленького художника – принципиально важный момент в методике Вадима Курчевского. Необходимо подобрать стол и стул по росту ребенка, источник света должен всегда находиться с левой стороны. Подумайте, куда малыш будет убирать карандаши, краски, бумагу, свои работы. Лучше всего бумагу и рисунки хранить в папках, а не в рулонах (иначе они ссыхаются и становятся ломкими). Обеспечьте ребенка самой разной бумагой (шероховатой, гладкой, мелованной), причем различных форматов. Чаще всего родители покупают детям листы и альбомы формата А4, однако рисовать на них не очень удобно. Кроме того, не имея возможности выбрать формат для своей работы, ребенок не может полностью реализовать свой творческий замысел. Поэтому предложите малышу листы и больших форматов, и маленьких, и даже разных форм (квадратные, круглые, треугольные, прямоугольные, овальные). На рабочем месте ребенка также должны присутствовать стирательные резинки, планшеты и кнопки (чтобы прикрепить лист к планшету), емкости для воды, вата, тряпки, точилки, различные кисти, палитры. Позаботьтесь и о специальной одежде для рисования: рядом со столом можно сделать крючок, где ребенок всегда сможет найти свой рабочий халат или фартук. И как можно раньше приучайте ребенка к аккуратности: после окончания работы он должен самостоятельно убрать свое рабочее место.

Этап 2

Выбираем изобразительные материалы

Ребенку доступны многие средства для воплощения своих творческих замыслов: простые и цветные карандаши, фломастеры, чернила, восковые мелки, пастель, акварель, гуашь. Однако выбрать подходящий материал часто бывает сложно не только малышу, но и взрослому. Поэтому, прежде чем оста вить ребенка наедине с многочисленными и разнообразными материалами, вместе с ним по экспериментируйте с каждым из имеющихся материалов. Понаблюдайте, в чем специфика этих материалов, на какой бумаге лучше всего они смотрятся, как организовать работу с ними (заточить карандаши, принести воду и т. д.). Попробуйте вместе с ребенком нарисовать один сюжет (например, цветок или машину) с помощью разных материалов и затем обсудить, в чем особенность каждого получившегося рисунка.

Этап 3

Наблюдаем цвета и тени

Познакомьте ребенка с цветовым спектром, с понятиями «холодного» и «теплого» цвета. Покажите, как смешиваются цвета и как из основных цветов (красный, желтый, синий) можно составить дополнительные (оранжевый, фиолетовый, зеленый). Объясните и покажите, как для этого можно использовать палитру.

Поговорите с ребенком, какого цвета знакомые ему предметы и явления: чашка, банка, трава, снег, небо, солнце. Для этого внимательно понаблюдайте за этими предметами и явлениями, обсуждая все происходящие с ним изменения. Возьмите, например, белую чашку, поставьте ее на синюю ткань и положите рядом с ней желтый лимон – чашка перестанет быть только белой, на ней появятся синее и желтое пятна.

Обратите внимание ребенка на его собственные произведения: есть ли у него тени? Переходы? Смешиваются ли цвета?

Этап 4

Работаем над композицией

Рассмотрите вместе с малышом его старые работы и проанализируйте их с точки зрения композиции: не тесно ли рисунку, не сползло ли изображение в сторону. Можно ли понять, что главное в картине?

Возьмите несколько чистых листов бумаги и нарисуйте какой-нибудь простой предмет в разных частях листа: например, изобразите цветок сверху, у самой нижней границы, в левом верхнем углу, в центре правого края и в центре листа. Пообсуждайте с малышом: в каком из случаев можно будет сказать, что цветок – главное на картине?

Предложите ребенку нарисовать что-либо с учетом правил композиции. Посоветуйте для этого подумать о выборе формата бумаги: если ребенок хочет нарисовать портрет, то лучше взять лист, вытянутый по вертикали. А если он хочет нарисовать озеро в лесу или пляж – то по горизонтали.

Этап 5

Создаем иллюстрации

Нередко у ребенка возникают сложности с выбором сюжета: цветы он уже рисовал, машины тоже… Подскажите ему неисчерпаемый источник сюжетов: иллюстрации к книгам. Выберите вместе с ребенком его любимые книжки; на первых порах постарайтесь выбирать такие произведения, где задействованы многие известные ребенку предметы. Прочитайте это произведение вместе, рассмотрите иллюстрации к книге, обсудите, к какому фрагменту текста они относятся. Затем предложите малышу создать свои иллюстрации, причем убедите его не повторять существующие картинки, а выбрать другие, непроиллюстрированные к книжке фрагменты. Обсудите незнакомые слова, встречающиеся в тексте, поразмышляйте вместе, какие характеры присущи действующим лицам.

Этап 6

Оформляем работы

Вместе с ребенком выберите несколько его особенно удачных работ – при этом постарайтесь ориентироваться, прежде всего, на вкус самого автора. Затем покажите ему, как выглядят настоящие рамы у картин (если у вас дома картин нет, найдите изображение картины в раме). Пообсуждайте с малышом, зачем нужны рамы. Помогите ему сделать паспарту: вырежете из плотной бумаги или картона окошко размером чуть меньше самого рисунка и наложите его сверху на рисунок, затем приклейте. Нижнее поле может быть немного шире боковых и верхнего полей. Можно также аккуратно обрезать рисунок и просто приклеить его на плотный лист бумаги нейтрального (серого или палевого) цвета.

Этап 7

Организуем выставку

Очень полезно периодически устраивать выставки детских работ. Вместе с ребенком отберите те произведения, которые достойны быть выставлены, причем попросите малыша обосновать свой выбор. Обсудите развеску: пусть малыш сам подумает, на какие разделы он хочет разделить свою выставку (например, по жанрам – натюрморты/пейзажи/ портреты; или по темам – друзья/транспорт/на улице и т. д.). Максимально привлекайте ребенка к развеске его работ. Оформите пригласительные билеты для родственников и друзей малыша, пусть сами билеты тоже будут «произведениями». Предложите ребенку заранее подумать об «экскурсии» на выставке: что он сможет рассказать о каждой картине? Заведите книгу отзывов: пусть посетители оставляют в ней свои впечатления и мнения.

Этап 8

Рассматриваем настоящие картины

Посещайте с ребенком художественные музеи! Пусть каждый такой поход станет событием в жизни ребенка, настоящим праздником, а не скучной тратой времени. Для этого заранее обсудите с ребенком, куда вы собираетесь пойти, расскажите ему о художниках и картинах. Не стремитесь в музее охватить как можно больше картин: лучше остановитесь у двух-трех и внимательно их рассмотрите. Спросите у малыша, что ему понравилось, пусть он попробует рассказать, что изображено на приглянувшихся ему произведениях, какие чувства они у него вызывают. Вернувшись домой, еще раз постарайтесь вспомнить увиденное, расскажите о нем родственникам. Если нет возможности посещать музеи, воспользуйтесь альбомом с репродукциями.

Где узнать об этом подробнее?

Вадим Курчевский подробно описал свою методику в книге «Быль-сказка о карандашах и красках», впервые изданной в 1980 году. Она предназначена не только для родителей, но и для детей, специально для которых введен игровой персонаж Чуфело.

Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ

ЗА: Анна В., мама четырехлетнего Виктора

Совершенно случайно мне попалась на глаза старая, еще советская книжка Курчевского, когда Вите еще и года не было. Прочитала запоем – и решила следовать советам. Где-то к полутора годам сделали ребенку специальный рабочий стол, накупили разной бумаги и материалов. Сначала Витя просто любил сидеть за своим столом, изучал карандаши, краски, мелки, но не рисовал. К двум годам проснулось творчество, и до сих пор рисование для нас – главное и любимое занятие. У Курчевского в книжке много умных и тонких замечаний, советов – все это мне очень пригодилось.

ПРОТИВ: София М., воспитательница детского сада Курчевский был художником, а не методистом или педагогом. Поэтому его метод ориентирован на каких-то абстрактных детей, не имеющих возраста, он не предлагает пошаговой инструкции для обучения рисованию. От Курчевского можно взять некоторые упражнения, но я очень сомневаюсь, что по этой методике нерисующий ребенок научится рисовать.

Категория: МЕТОДЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА | Просмотров: 399 | Добавил: admin | Теги: раннее развитие детей, детский сад и семья, развивающее обучение, воспитание ребенка, советы родителям дошкольников, сайт для родителей | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz