УРОКИ МУЗЫКИ - 12 Июля 2013 - Блог - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Воскресенье, 04.12.2016, 11:09

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОССИЙСКОЙ МАМЫ [208]
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ [15]
КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА ДО ДЕТСКОГО САДА [49]
ДЕТСКИЙ САД И ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ [32]
МЕТОДЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА [36]
УЧИМ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ [31]
ВИКТОРИНЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [19]
ДЕТСКИЕ СТИХИ [16]
ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ [45]
ТАЙНЫ МОЗГА ВАШЕГО РЕБЕНКА [30]
ПЕРЕХИТРИМ МАЛЫША [18]
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 9
Пользователей: 1
admin
Форма входа

Главная » 2013 » Июль » 12 » УРОКИ МУЗЫКИ
12:59
УРОКИ МУЗЫКИ

Проведите маленький эксперимент: попробуйте в течение дня прислушиваться к «звуковой атмосфере», в которой существует ваш ребенок. Что он слышит? Радио, телевизор, кассеты и диски, разговоры в доме и на улице, транспортные сигналы… Маленький ребенок часто оказывается беззащитным перед звуковой агрессией современного мира. И это одна из важнейших причин, по которой стоит заниматься с ребенком музыкой. Эти занятия подарят малышу гармоничные и мелодичные звуки, научат его прислушиваться и слышать. Но как заниматься? Двадцатый век подарил педагогике исследования трех музыкантов: немца Карла Орфа, японца Синити Судзуки, француза Мориса Мартено. Исследуя процесс музыкального развития, все они пришли к выводу, что музыке надо обучать с самого раннего детства. Карл Орф разработал методику группового обучения музыке, основанную на ритмических упражнениях и игре на ударных инструментах. Она широко применяется в дошкольных и школьных учреждениях нашей страны. Судзуки и Мартено создали методики индивидуального обучения. По методике Судзуки ребенок обучается на слух, подражая различным звукам. И только когда ребенок уже умеет играть на музыкальном инструменте, он учится читать нотную запись. Метод Мартено включает три этапа:

1) ребенок, подражая взрослому, воспроизводит ритм или мелодию;

2) ребенок узнает, как записать ритм или мелодию;

3) ребенок учится читать варианты этого ритма или мелодии.

На основе этих исследований на рубеже ХХ-ХХI веков появилось несколько вариантов авторских методик обучения музыке с первых дней жизни ребенка.

…«по старинке»

Немного теории

Традиционные методики обучения музыке, которые используются в яслях, детских садах и центрах раннего развития, обычно не имеют четко установленного авторства. Педагоги и родители, применяющие их, используют наработки и советского периода, и последних десятилетий, при этом привнося очень много собственных творческих придумок. Эти методики учитывают возрастные особенности детей. Занятия по этим методикам обычно проводятся два-три раза в неделю и основаны, прежде всего, на проигрывании музыкальных произведений на фортепиано.

Во многих детских учреждениях преподавание музыки строится на методике немецкого композитора и музыкального педагога Карла Орфа. Он разработал специальные музыкальные инструменты, которые носят такие же названия, как обычные (ксилофоны, металлофоны, блок-флейты, трещотки и т. д.), но приспособлены специально для детей. Например: на ксилофоне Орфа коробка, на которой расположены клавиши, более объемная, она служит резонатором, и благодаря этому инструмент звучит глубже и протяжнее. Кроме того, на ксилофонах Орфа сделаны съемные клавиши. Можно оставить только те из них, которые в данный момент нужно освоить ребенку. Играть на инструментах Орфа можно и с двухлетним малышом – существуют маленькие ксилофоны и металлофоны специально для этого возраста. Инструменты Орфа очень полезны в домашнем обучении ребенка музыке, но целиком использовать его методику за пределами дошкольного учреждения очень проблематично. Она предполагает групповое обучение и совместное музицирование многих детей, в том числе создание детского оркестра.

Практические упражнения

Этап 1

От рождения до года

На первом году жизни ребенка лучшая музыка – человеческий голос. Пойте ребенку. Имейте в виду, что до года малыши могут слушать непрерывно звучащую музыку в течение 20-30 секунд; затем следует сделать паузу – перерыв в 1-3 секунды – и продолжить слушание еще 20-30 секунд. В целом за одно занятие можно слушать музыку не более 2-3 минут. Например: для детей в возрасте 1-3 месяцев пойте одну народную песенку (русскую, украинскую, белорусскую и т. д.). Пойте без текста, на «ля-ля», и повторите после паузы.

С 4-5 месяцев взрослый может не только петь, но и подыгрывать себе на музыкальных инструментах: ксилофоне или металлофоне, дудочке, детской арфе, бубне, также можно использовать колокольчики, бубенцы, палочки и т. д. Из классической музыки рекомендуем прослушивание миниатюрных пьес В. Моцарта для клавира, например менуэты ранних опусов.

С 6 месяцев можно «танцевать» с ребенком на руках. Движения могут быть следующими: идите по комнате, весело притопывая; делайте полуприсядку (пружинку), то есть слегка сгибайте ноги и при этом делайте небольшие повороты вправо-влево; идите вперед, навстречу кому-нибудь из родных, и отступайте назад; медленно приплясывайте, кружитесь. Выполняйте движения ритмично. Старайтесь, чтобы движения менялись с началом нового куплета.

Этап 2

От года до трех лет

Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 секунды) и опять 40 секунд, пауза и т. д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1-1,5 минуты, затем пауза и еще полторы минуты музыки и т. д. Одно занятие – 4-5 минут.

Рекомендуем для прослушивания музыкальные пьесы с ярко выраженным «изобразительным» характером. Ведь детям уже знакомы птицы и кошки, собаки и машины, звук дождя. Поэтому давайте им слушать следующие произведения: «Птички» муз. Т. Ломовой или муз. Г. Фрида; «Воробей» муз. А. Руббаха или муз. Е. Тиличеевой, «Кошка» муз. Е. Тиличеевой, «Большая собака» муз. М. Раухвергера; «Медведь» муз. Д. Шостаковича, или муз. Е. Тиличеевой, или муз. В. Ребикова; «Мишка» муз. М. Раухвергера или муз. Г. Фрида; «Дождик» муз. Г. Лобачева или муз. В. Фере, «Машина» («Езда в машине») муз. Г. Фрида; «Автомобиль» муз. М. Раухвергера. Все эти произведения можно найти в аудиозаписях и нотных сборниках для детского сада (младшая группа). На втором году жизни ребенка также можно слушать пьесы С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Мотылек», «Маленький командир». На третьем году жизни – пьесы А. Гречанинова «Верхом на лошадке», «Танец»; П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», «Полька»; пьесу Э. Грига «Птичка»; музыку В. Моцарта.

Музыкальные руководители ясельных групп в детских садах проводят с малышами два музыкальных занятия в неделю. Сейчас, работая по программе «Малыш» В. Петровой, с малышами проводится еще одно занятие, третье. На нем дети слушают только классическую музыку композиторов А. Лядова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, Г. Свиридова, а также музыку И.-С. Баха, К. Дакена, И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Э. Грига, Д. Дворжака.

Вы уже обратили внимание на то, что вам предложили играть на разных инструментах. Непременное условие для музыкальных занятий – тишина в комнате. Ни что не должно отвлекать малыша. Ребенок должен быть рядом с мамой, может быть у нее на руках. Мама слушает музыку с заинтересованным, внимательным, доброжелательным выражением лица – тогда ребенку легко передастся это настроение. Если мама сама играет на фортепиано, то с ребенком должен быть кто-либо из близких родственников: сидит бабушка или папа.

Слушать музыку лучше всего один или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы.

Учите ребенка подпевать. Для этого пойте ему ежедневно, разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании. Старайтесь не искажать мелодию. Пойте негромко. Избегайте преувеличенной артикуляции. Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни: колыбельные – спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно.

Например, песня «Птички».
...

Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.

Зернышек я птичкам дам, дам, дам.

Клювиками птички – клю, клю, клю.

Я смотрю на птичек и пою:

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля;

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.

Продолжайте приучать ребенка к музыкальному движению – танцам под музыку. Для этого на втором году жизни воспользуйтесь пляской «Айда!». Мама берет ребенка за обе руки, поет и пляшет.

1-я часть. Мама и малыш стоят держа друг друга за обе руки, покачиваясь вправо-влево, переваливаясь с ноги на ногу, подпевают: «Ай-да, ай-да, ай-да, ай-да, ай-да, ай-да!» 2-я часть. Быстро притоптывают ножками, держась за обе руки. На слово АЙ останавливаются и прячут руки за спину. «Быстро ножки топотали. А мы с Танечкой плясали. (Две строчки повторяются 2 раза.) Ай!»

К третьему году жизни ребенок осваивает много плясовых движений; как можно чаще предоставляйте ему возможность танцевать.

Где узнать об этом подробнее?

В широкой продаже можно найти множество литературы для педагогов дошкольных учреждений, в которой подробно описана организация музыкальных занятий.

Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ

ЗА: Раиса Б., мама шестилетнего Остапа

Я не хотела отдавать Осю в детский сад и с самого начала сама занималась его воспитанием и развитием. В то же время я старалась не упустить ничего важного из детсадовской программы. Мне показалось, что самое интересное в этой программе – как раз музыкальные занятия. К счастью, я сама умею играть на фортепиано, и несколько раз в неделю мы с сыном устраивали музыкальные уроки: играли, пели, плясали, причем оба были в восторге. Недавно показывала его педагогам музыкальной школы: сказали, что он прекрасно развит в музыкальном плане и обладает отличным слухом. Программа себя оправдала!

ПРОТИВ: Юрий Д., настройщик музыкальных инструментов, отец двоих детей

В силу своей профессии мне часто приходится бывать на музыкальных занятиях в детских садах, и мне кажется, что все эти попевки и притопы никакого отношения к музыке не имеют. Дети не учатся сами сочинять музыку, не умеют играть на нормальных инструментах. Это не методика, а просто развлечение.

…вместе с Леной Даниловой

Немного теории

Лена Данилова – известный в России специалист по раннему развитию детей, автор множества книг и пособий на эту тему, многодетная мать. Среди ее разнообразных методик особенной оригинальностью отличается методика обучения музыке, основанная на играх и упражнениях, а также изучении нотной грамоты.

Практические упражнения

Угадываем клавиши (с двух лет)

На клавиатуре пианино или синтезатора пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на эти клавиши несколько раз. Затем предложите ребенку отвернуться и угадать, какую клавишу вы сейчас нажмете. Постепенно усложняйте задание, увеличивая количество клавиш и уменьшая расстояние между ними. Когда малыш будет легко выполнять такие задания, отметьте пять – десять клавиш и нажимайте две-три из них подряд. Предлагайте ребенку найти эти клавиши и повторить звуки в правильной последовательности. Затем нажимайте несколько клавиш одновременно или выбирайте клавиши в определенном диапазоне. Самый сложный вариант: вы ничего не отмечаете на клавиатуре, а просто нажимаете любые клавиши и предлагаете ребенку угадать, какие клавиши звучали.

Играем по нотам (с двух лет)

Чтобы познакомить малыша с нотами и научить его играть простые песенки, взрослым надо самостоятельно освоить азы нотной грамоты (например, по учебнику для первого класса музыкальных школ). Вырежьте из цветной бумаги разноцветные метки (кружочки, квадратики, кляксы или другие символы) и наклейте их на клавиши пианино или синтезатора – на так называемую «первую октаву», которая находится в самом центре. Очень удобно присвоить нотам цвета радуги: «до» – красный, «ре» – оранжевый, «ми» – желтый, «фа» – зеленый, «соль» – голубой, «ля» – синий, «си» – фиолетовый. Прямо над ними желательно написать названия нот (если ребенок умеет или учится читать).

Рассмотрите клавиши вместе с малышом, обсудите, какого они цвета, попросите его нажать «зеленую» или любую другую клавишу. Заодно назовите названия нот, которые тут же для подсказки написаны на клавишах. А можете, нажимая на клавиши, петь простенькие песенки типа «Андрей-воробей» (ритмичные на одной ноте).

После этого переходите к нотной записи «произведений», которые первоначально будут состоять из одной ноты. На небольшом листе картона нарисуйте нотный стан и скрипичный ключ. На нотном стане нарисуйте одну нотку (она должна быть того же цвета, что и на вашей клавиатуре, саму ноту не закрашивайте, оставьте только цветной контур). Под нотой – слово с одной гласной, это будут «слова» вашей песенки: ДОМ, КОТ, СТОЛ, ЛЕС и так далее (рис. 45).

Рис. 45

С обратной стороны карточки можно наклеить картинку, иллюстрирующую «слова»: дом, кот, мышь и так далее.

Пусть ребенок сам выберет по картинке, какую песенку ему «сыграть». Поясните малышу, что надо найти на клавиатуре метку такого же цвета, что и нота на карточке. Нажмите ноту (вы или малыш) и постарайтесь спеть слово, которое написано. Ребенок может петь или не петь – по желанию. Не стоит просить ребенка: «Вот теперь ты покажи, где синяя нотка» или «Ты спой…» Если игра понравилась ребенку, вы будете каждый день петь ему новые и новые песенки. А он постепенно начнет вам подпевать, а потом и сам попросит «исполнить» песню на инструменте. Поскольку нот всего семь, песенки на одну ноту будут повторять друг друга (вариантов всего семь). На одну и ту же ноту, например «соль», у вас может получиться три, пять или больше песен. Когда вам и малышу будет все понятно, попробуйте «написать песни» на две ноты. Это будут слова из двух слогов, то есть с двумя гласными: МА-МА, ПАПА, КА-ТЯ, МИ-ША, ЛИ-ЗА, ДО-МИК, КУК-ЛА, ЧА-СЫ, ДОЖ-ДИК, ПТИЧ-КА, СОЛН-ЦЕ. Нарисуйте нотный стан, напишите слово, отделяя слоги (как в настоящих нотах).

Ноты выбираются произвольно. Но одна из них будет опять не закрашенной (это называется «половина» или «половинная нота»), а другая закрашенной (это называется «четверть» или «четвертная нота») (рис. 46). Аналогично делаются песенки из трех нот (рис. 47).

Рис. 46

Рис. 47

Нарушенный звукоряд (от трех лет)

Сыграйте на пианино или синтезаторе три-четыре белых клавиши на глазах у ребенка. Затем предложите ему отвернуться и сыграйте еще раз тот же звукоряд, пропустив одну из нот и закончив на следующей по порядку. Или нажмите черную клавишу вместо одной из белых. Когда ребенок повернется обратно, не забудьте подсказать ему, с какой ноты надо начинать. Пусть ребенок сыграет первоначальный звукоряд и угадает, какую из нот вы заменили. Постепенно дойдите до звукоряда из семи-восьми нот. Играйте в разных местах клавиатуры.

Исполни выше или ниже образца (от трех лет)

Объясните ребенку, что звуки бывают разными по высоте, и покажите это, используя инструмент. Нажимайте клавиши, издающие очень высокие и очень низкие звуки, при этом комментируя звуки: высокий или низкий. Используйте образные сравнения: например, тоненький, писклявый звук, сравните с кем-нибудь из живых существ – с птичкой или мышкой. Когда ребенок немного усвоит эти понятия, начните сравнивать звуки по высоте. Вы нажимаете любую клавишу, ребенок по вашей просьбе нажимает звук выше или ниже образца. Для начала играйте «в открытую», то есть нажимайте клавишу на глазах у ребенка. Потом отметьте фломастером несколько клавиш на инструменте. Попросите ребенка отвернуться и нажмите одну из них. Когда ребенок повернется, он должен будет нажать клавишу выше или ниже только что прозвучавшей. Затем пробуйте играть со всей клавиатурой «не глядя», то есть ребенок не должен видеть, какую клавишу вы нажали, и не иметь никаких подсказок.

Не сбейся (от четырех лет)

Нажимайте клавиши пианино, начиная с самой левой, в определенном порядке чередуя количество нажатий. Допустим, первую клавишу вы нажимаете один раз, следующую – два раза, затем следующую снова один раз, затем два и так далее. Ребенок должен продолжить этот «рисунок» до конца всей клавиатуры, не сбившись. «Рисунок» может быть с «возвращениями». Нажмите подряд три клавиши, затем одну назад. Потом начинайте с той, на которой остановились, – и опять три вперед, одна назад. Вслух задание проговаривать не надо, только звуками на пианино. Ребенок должен уловить рисунок самостоятельно.

Где узнать об этом подробнее?

Лена Данилова – один из самых популярных в нашей стране авторов, пишущих о раннем развитии детей. Ее книги есть в большинстве книжных магазинов, в интернете существует ее личный сайт, на котором можно задать автору все интересующие вопросы.

…вместе с Павлом Тюленевым

Немного теории

Павел Тюленев разработал систему МИРР (метод интеллектуального развития ребенка), которая предназначена для детей с рождения и до трех лет. Ее обязательные компоненты:

1) создание по особым строгим правилам развивающей, максимально полезной среды, тщательный отбор игрушек и пособий;

2) система обучающих карточек (геометрических, физических, социальных и других «опорных» образов);

3) особые правила развивающего общения с ребенком;

4) принцип максимальной экономии времени при общении с младенцем, который воспринимается как гений, чье время стоит невероятно дорого, и его нельзя расходовать впустую.

Методика Тюленева предполагает, что раньше, чем ходить, ребенок должен обучиться чтению, счету, нотам, рисованию и даже предпринимательству и умению руководить.

Для обучения ребенка музыке Тюленев предлагает создать особую музыкальную развивающую среду, в которой ребенок к трем годам сможет хорошо знать и понимать музыку, а также играть на скрипке.

Практические упражнения

Пение взрослых

Начиная с первых дней жизни ребенка пойте ему песни как можно чаще – но только в том случае, если у вас есть музыкальный слух. Если слухом не обладает ни мать, ни отец, ни другой член семьи, то используйте аудиоаппаратуру и видеотехнику, чтобы ребенок не только слышал песни, но и видел исполнителя крупным планом на экране. «Музыкальное меню» ребенка должно составляться по тем же правилам, что и пищевое: сначала предлагайте малышу послушать простые мелодичные песни, «чистый натуральный продукт» человеческого голоса, потом понемногу усложняйте. Научите ребенка самого в 5-6 месяцев включать и выключать аудиоплеер, тогда он сможет самостоятельно выбирать время для музыкальных занятий.

Игра на музыкальных инструментах

С 3-4 месяцев учите ребенка извлекать звуки из музыкального инструмента – проще всего и лучше всего начать с использования простого синтезатора, который обладает огромным развивающим потенциалом . Поставьте синтезатор вплотную к детской кроватке, с левой стороны: в какой-то момент малыш случайно обнаружит клавиатуру и начнет извлекать из нее звуки. С этого момента подобное занятие наверняка станет одним из самых любимых для него.

Приобретите для ребенка простейшие музыкальные инструменты: балалайки, бубны, подойдут даже музыкальные игрушки. Помните: ребенок должен вволю «набренчаться» на музыкальных инструментах до 1,5-2 лет. Затем просите его сыграть, как бежит лиса или летит пчела, как поет птичка и т. д. Постепенно у малыша сформируется привычка воспроизводить «музыкальные образы». Усложняйте задание: попросите его сыграть, как гуляет заяц и как за ним побежала лиса.

Формирование музыкальных образов

Помогайте ребенку формировать музыкальные образы животных. Например, когда малыш нажал клавишу с низким звуком, покажите ему картинку с медведем. Если услышите, что ребенок стучит по клавишам с высокими звуками, покажите изображение певчей птицы. Старайтесь сами воспроизводить звуки, который издают медведь или птицы.

Обучение нотам

Обучать игре по нотам можно в том возрасте, когда ребенок начинает ходить (примерно около полутора лет). Для этого необходимы синтезатор и рисунок его клавиатуры. На рисунке обведите кружком ту клавишу, которую должен нажать малыш. В самом начале, для полуторагодовалого ребенка, клавиатуру можно не рисовать, а просто изобразить один кружок на чистой бумаге. Это будет означать один звук; два кружка – два звука и т. д. По этому рисунку ребенок должен научиться извлекать указанное количество звуков, а взрослый, если ребенок правильно выполняет задание, тоже отвечает ему определенным звуком (например, «ку-ку»). Затем поменяйтесь ролями: ребенок сам рисует нотки-кружочки, а вы «исполняете» их на синтезаторе.

Где узнать об этом подробнее?

Павел Тюленев описал свою методику МИРР в десятках изданий, которые можно найти в продаже в некоторых книжных магазинах и интернет-магазинах.

Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ

ЗА: Евгений Ш., музыкант, папа семилетней Веры

Из своего музыкального опыта и образования я знаю, что для формирования музыкального слуха необходимо как можно более богатая музыкальная среда, причем ребенок должен находиться в этой среде с самого рождения, а еще лучше – с самого зачатия. Поэтому мы с женой, как только узнали о будущем ребенке, окружили его музыкой – пели сами, ходили на концерты, играли на инструментах. Следуя советам Тюленева, купили синтезатор. К полугоду Вера уже уверенно извлекала из него звуки. К трем годам она уже осознанно играла на синтезаторе, сочиняла простые пьески. Я верю в ее большое музыкальное будущее.

ПРОТИВ: Элла Б., учитель музыки

Вся методика Тюленева основана на совершенно ложных основаниях. Музыкальное мышление сродни математическому, это логика и абстракция, а такое мышление появляется у ребенка не ранее трех лет. Поэтому обучение музыке до этого возраста приносит больше вреда, чем пользы. Кроме того, синтезатор, базовый элемент его методики, вообще нельзя использовать, если мы хотим обучить ребенка «настоящей» музыке. Вы ведь не даете ребенку еду с консервантами и красителями? Синтезатор – именно такой «краситель», он убивает естественное звучание музыки, портит слух и музыкальный вкус ребенка.
Категория: МЕТОДЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА | Просмотров: 384 | Добавил: admin | Теги: раннее развитие детей, детский сад и семья, развивающее обучение, воспитание ребенка, советы родителям дошкольников, сайт для родителей | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz