УРОКИ МАТЕМАТИКИ - 12 Июля 2013 - Блог - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Воскресенье, 04.12.2016, 00:47

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОССИЙСКОЙ МАМЫ [208]
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ [15]
КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА ДО ДЕТСКОГО САДА [49]
ДЕТСКИЙ САД И ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ [32]
МЕТОДЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА [36]
УЧИМ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ [31]
ВИКТОРИНЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [19]
ДЕТСКИЕ СТИХИ [16]
ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ [45]
ТАЙНЫ МОЗГА ВАШЕГО РЕБЕНКА [30]
ПЕРЕХИТРИМ МАЛЫША [18]
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2013 » Июль » 12 » УРОКИ МАТЕМАТИКИ
14:00
УРОКИ МАТЕМАТИКИ

Обучение математике маленьких детей – прямой путь к развитию их мышления, умения логически мыслить, сравнивать, выстраивать пространственные отношения, оперировать абстрактными категориями. И если для сторонников раннего развития это несомненный плюс и довод в пользу раннего обучения математики, то для многих психологов и родителей – это существенный минус. Давно установлено, что развитие абстрактного мышления происходит у человека в довольно позднем возрасте и его неоправданное стимулирование приводит к дисгармоничному формированию мозга и различным психологическим нарушениям. Усиленное развитие логики, большой объем абстрактных знаний и умений приводит к росту левого полушария мозга и задержке развития правого полушария, которое является доминирующим в раннем детстве. Поэтому, выбирая методику для обучения ребенка математике, постарайтесь не переусердствовать.

Великий психолог Жан Пиаже, исследуя, как дети образуют математические понятия, пришел к парадоксальному выводу: «Это большая ошибка – думать, что ребенок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно. Когда взрослые пытаются навязать ребенку математические понятия преждевременно, он выучивает их только словесно; настоящее понимание приходит только с его умственным ростом».

…вместе с Гленном Ломаном

Немного теории

В основе метода обучения математике, разработанного Гленном Доманом, лежит его убеждение в том, что учить ребенка необходимо в период роста его мозга, то есть с рождения и до 7-7,5 года. Учить его надо всему, в том числе математике. И делать это с помощью многочисленных карточек. Приготовьте плотный белый картон, самоклеящиеся красные кружочки диаметром 1,8 см и красный фломастер с толстым стержнем. Разрежьте картон на 100 квадратов размером 27,5x27,5 см. Сделайте комплект карточек с красными кружочками на каждой из них, от 1 до 100. Легче начинать с самой сложной карточки, со 100 кружочками, затем сделать карточку с 99 кружочками и т. д. Размещайте кружочки совершенно бессистемно, не наклеивайте их в виде треугольника, квадрата или какой-нибудь другой фигуры. Старайтесь, чтобы кружочки не касались и не перекрывали друг друга. У края карточки всегда оставляйте небольшие поля, чтобы ваши пальцы не закрывали кружочков. На обороте напишите карандашом количество кружочков.

Гленн Доман настоятельно рекомендует вести ежедневные записи, посвященные вашим занятиям с малышом. Во-первых, это хорошая памятка для вас, во-вторых, сопоставляя записи, вы сможете точно оценить достижения ребенка.

Родители, посещающие занятия в Институте Эвана Томаса, заполняют «Ежедневный контрольный листок». Возьмите и вы за правило вести подобный дневник. Отмечайте следующее:

• частота занятий (чем и сколько раз вы сегодня займетесь с ребенком);

• интенсивность (как быстро малыш выполняет задание, сколько цифр или математических действий он выучил);

• продолжительность (какое время отводится на выполнение каждого задания, общая продолжительность занятий за день);

• цель занятий (чего вы конкретно хотите достичь, выполняя упражнения. Например, запомнить цифру 3);

• замечания матери (добились ли вы поставленной цели, что не получается).

Практические упражнения

Гленн Доман считает, что обучение математике должно начинаться не с цифр, а с фактов. Поэтому нет смысла показывать малышу карточку с цифрой 8; необходимо показать ему карточку с восемью наклеенными кружочками. Ведь цифры – это всего лишь знаки, которые помогают представлять истинное количество. Гораздо проще сразу знакомить ребенка с этим количеством.

Этап 1

Узнаем количество

Первые пять карточек – это значение чисел от 1 до 5. Выберите момент, когда малыш пребывает в прекрасном расположении духа, сыт, здоров и не хочет спать. Покажите ему первую карточку с одним кружком и, улыбаясь, скажите: «Это один». Показывайте ему карточку только то время, что занимает произнесение фразы, затем эту карточку быстро уберите и покажите следующую, с двумя кружками. Скажите: «Это два». Затем продемонстрируйте карточки с числами 3, 4, 5. Не надо ничего объяснять ни словами, ни жестами, не надо заставлять ребенка повторять число. Просто четко произнесите число. После пятой карточки как-нибудь поощрите малыша (погладьте или поцелуйте). В течение дня повторите это занятие (с этими же числами) еще два раза. Итого три раза, примерно по минуте. Для первого дня достаточно. Интервал между занятиями произвольный, но не менее получаса. И не забывайте перетасовывать карточки, чтобы ребенок никогда не мог предсказать, какая карточка будет следующей.

На следующий день ребенка ожидает шесть занятий. Три раза покажите пять вчерашних карточек и три раза набор из пяти новых, с цифрами от 6 до 10. И не забудьте каждый раз хвалить его!

На шестой день пришла пора изымать некоторые карточки. Начиная с этого дня, вы должны ежедневно добавлять две новые карточки, а две старые изымать (на время). Так, в шестой день вы убираете карточки с числами 1 и 2, а добавляете карточки с числами 11 и 12. Получается, что вы каждый день проводите шесть уроков математики, каждый из них продолжается не более 10 секунд: по три раза демонстрируете каждый комплект, называя соответствующее карточке число.

Каждый день вы изымаете по две старые карточки и добавляете новые. Так вы доходите до карточки с числом 100. Изучать числа дальше нет особого смысла, так как начинается, в основном, игра с нолями.

Этап 2

Изучаем равенства

Когда ребенок выучил числа от 1 до 20, переходите к следующему этапу – изучению равенств. Именно в это время он готов к тому, чтобы складывать некоторые количества вместе, то есть он готов приступить к сложению. Фактически, каждый день вы исподволь приучали его складывать числа, добавляя к предыдущему числу один кружочек. В течение нескольких недель вы будете чередовать занятия по изучению чисел и занятия с равенствами. Ваша ежедневная программа должна включать шесть занятий с числами и три занятия с равенствами.

На обратной стороне каждой карточки заранее напишите равенства, например на карточке с числом 7: 1+ 6 = 7, 2 + 5 = 7, 3 + 4 = 7. Весело скажите: «Один плюс шесть равно семь», и покажите карточки с соответствующими числами. Это нужно сделать очень быстро – малышу совсем неинтересно следить, как вы перебираете карточки в поисках нужных. По этому все следует подготовить заранее и положить в нужной последовательности. Будьте последовательны, называя равенства, употребляйте одни и те же слова: плюс, равно (или равняется, или получится – но выберите только одно слова). Когда ребенок выучит факты, он сам установит правила.

Каждый урок должен содержать не более трех равенств – можно меньше, но не больше. В день проводите по три занятия, причем на каждом предлагайте малышу три разных равенства и избегайте предсказуемости. Не следует на одном занятии показывать: 1+ 2 = 3, 1+ 4 = 5, 1+ 5 = 6. Лучше покажите: 1+ 2 = 3, 2 + 5=7, 4 + 8 =12.

Существует 190 различных равенств, которые можно составить с карточками от 1 до 20. Через две недели занятий необходимо перейти от сложения к вычитанию, иначе ребенок утратит интерес. Техника здесь аналогична. Громко и весело говорите: «Три минус два равно один» и показываете ребенку соответствующие карточки. Можно использовать карточки с числами больше 20, так как они уже знакомы ребенку. Занимайтесь вычитанием в течение двух недель, а затем переходите к умножению.

Методика изучения равенств с умножением строится по тому же принципу, что сложение и вычитание. Скажите: «Два умножить на три равно шесть», и покажите карточки с нужными числами.

Особо следует сказать о пустой карточке без всяких кружочков, которая обозначает «ноль». Вы должны ввести эту карточку в самом конце, когда изучили все числа от 1 до 100. Использовать ее нужно в равенствах, например: 6 + 0 = 6, 8 – 0 = 8, 12 x 0 = 0. Обычно дети обожают эту пустую карточку, обозначающую отсутствие всякого числа.

Через две недели изучения умножения перейдите к делению и действуйте по тому же принципу. Громко произносите равенство: «Восемь разделить на четыре равно два», и показывайте карточки с числами.

После двух недель занятий делением переходите к следующему этапу.

Этап 3

Решаем примеры

Для начала просто покажите ребенку две карточки, например 15 и 32. Спросите его, где 32. Если он смотрит на карточку с 32 кружочками или дотрагивается до нее – все прекрасно. Если нет – ничего страшного, возьмите нужную карточку и поднесите ему со словами: «Вот 32, не правда ли?» Выбор из двух карточек – хорошая тренировка перед тем, как перейти к решению примеров.

В отличие от предыдущего этапа, вам надо будет показывать не три или больше карточек, а только две, и ребенок должен будет выбирать из них нужную.

Скажите: «Двадцать два разделить на два равно одиннадцать», и покажите ребенку две карточки: 11 и, например, 27. Подождите, пока он выберет нужную, а если этого не случится – подскажите ему.

Затем переходите к трехступенчатым примерам: 2x2x12 =? (48). Ежедневно вы должны показывать ребенку девять трехступенчатых равенств и один пример.

После нескольких недель обучения таким равенствам усложните задание, введя в один пример два различных арифметических действия: 3 x 15-5 = 40 или 50 – 30 :10 = 2.

Еще через две недели введите четырехступенчатые равенства.

Если вы вдохновлены успехами вашего малыша и желаете продолжать обучение математике дальше, то с помощью предложенной методики займитесь:

• последовательностями (возрастающая: 5, 10, 15, 20, 25…; убывающая: 72, 70, 68, 66, 64…; сложная: 6, 12, 10, 16, 14…);

• больше и меньше (сделайте карточки со значками < и > и показывайте в сочетании с различными числовыми карточками);

• равенствами и неравенствами (сделайте карточки со значками, обозначающими арифметические действия: +, -, х, = и др., выкладывайте их на полу в сочетании с различными числовыми карточками);

• особенностями чисел (сгруппируйте карточки по какому-нибудь признаку. Например: 12, 2, 3, 4, 6 или 60, 12, 15, 30, 30);

• дробями (говорите: «Одна третья от трех равно один», и покажите карточки 3 и 1);

• простой алгеброй (сделайте карточку со знаком у и показывайте ребенку уравнения, например: 5 – у = 7, положите соответствующие карточки и равенство у = 2, а в следующий раз дайте ребенку возможность самостоятельно выбрать ответ).

Этап 4

Изучаем равенства с цифрами

Этот этап – повторение пройденного. Вам потребуются карточки размером 45x10 см, на которых вы напишете черным маркером равенства, примеры и уравнения. Первые карточки должны быть с ответами: 25 + 5 = 30, а затем без ответов: 25 + 5. Количество их неограниченно.

Занимайтесь математикой ежедневно по девять уроков в день.

Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ

ЗА: Надежда Д., мама шестилетнего Артура

Мы учили ребенка математике «по Доману» с полугодовалого возраста. К трем годам он запросто решал примеры из программы начальной школы. Карточки с кружочками он просто обожал, легко различал малейшие нюансы количества – мы, взрослые, не могли сделать того, что запросто делал наш сын! Думаю, что ему светит большое математическое будущее.

ПРОТИВ: Варвара П., мама двухлетней Арины

Моя главная претензия к методу Домана – почти невозможно сделать математические карточки в домашних условиях. Во-первых, каждая карточка должна быть размером 27,5x27,5 см. Может быть, в Америке легко найти сто листов картона такого размера – в России это по чти невозможно. Во-вторых, где взять красные самоклеящиеся кружочки? Вырезать из бумаги больше тысячи штук и мазать клеем? Я даже пробовала красить кружочки, которые в дыроколе остаются, но они слишком мелкие! В общем, как ни хотела я вырастить из Ариши гения по методу Домана – не удалось…

…вместе с Сесиль Лупан

Немного теории

Сесиль Лупан, будучи ученицей и последовательницей Гленна Домана, тем не менее предложила совсем другие способы обучения ребенка счету и математике – хотя они и основаны на идеях Домана. Как и он, Лупан начинает с обучения «фактам», числам, и лишь затем переходит к абстрактным обозначениям чисел – цифрам. По ее мнению, начинать учить считать наиболее эффективно тогда, когда ребенку исполнится полтора года.

Практические упражнения

Считаем знакомые вещи

Первая задача – выучить числа от 1 до 10. Для этого используйте любую подходящую ситуацию: играя в мяч, раскачивая малыша на качелях, повторяйте ритмично: раз-два-три-четыре! Считайте ворон на дереве, тарелки на столе, детей в песочнице – все, что только можно. Вскоре ребенок сможет называть числа, хотя считать еще не научится. Просто процесс счета должен войти у него в привычку.

Внимательно наблюдайте за успехами ребенка. Как только вы заметите, что он может сосчитать до десяти, познакомьте его с числами от 11 до 20. Дайте ему мелкие предметы (бусины, фасолины, шарики) и попросите сосчитать, перекладывая из одного сосуда в другой.

Через некоторое время усложните задачу, попросив малыша считать, дотрагиваясь до каждого предмета пальцем.

Изучаем ноль

Ноль – одна из самых важных цифр, и ребенку обязательно надо рассказать про него. Ноль необходим для записи даже простейших чисел, например 10 – без него никак не обойтись. Чтобы дать ребенку почувствовать это «пустое» число, задавайте ему шуточные вопросы: сколько слонов у тебя в кармане? Сколько бегемотов в твоем ведре? И отвечайте весело: ноль!

Посчитаем!

Нужно научить ребенка считать до заранее заданного числа. Попросите его отсчитать три фасолины из лежащей перед ним кучки. Затем попросите сделать несколько кучек фасоли: по три, пять и девять штук. Регулярно повторяйте подобное упражнение, считая картинки в книге или другие знакомые вещи. Тренируйтесь считать, не дотрагиваясь до предметов пальцем.

Теннис с числами

Поиграйте с ребенком в теннис или просто в мяч: вы кидаете ему мяч и говорите «один», малыш «отбивает» – «два» и т. д. Тот, кто забыл число, пропускает мяч. Практикуйте такую игру во время поездки в транспорте или стояния в очереди. Когда ребенок ее освоит, пригласите товарищей, играйте втроем или вчетвером.

Веселые цифры

Когда ребенок освоил счет, пришла пора познакомить его с цифрами. Придумайте занимательные конфигурации для каждой цифры и нарисуйте ее на специальной карточке размером с почтовую открытку (рис. 44).

Рис. 44

Всего должно получиться 10 карточек. Цифру сделайте высотой 6-10 см, черного цвета, а детали можно раскрасить красным. Затем организуйте игру с этими карточками. Показывайте три-четыре картинки и просите дать название каждой из них (например, «цифра 1» или «цифра 8»). Вводите новые картинки только после того, как ребенок хорошо запомнит предыдущие. Рассказывайте интересные истории про персонажей, из которых «составлены» буквы, как можно чаще повторяя при этом саму цифру.

Например: «Я – кролик-гимнаст под номером 9. Я кручу мяч с девятью полосками». Когда ребенок выучит десять цифр, покажите ему те же самые цифры, но без рисунков и меньшего размера. Пусть он сам найдет соответствие этой цифре среди карточек с рисунками.

Складываем и вычитаем

Как и обучение счету, так и обучение простейшим арифметическим действиям следует организовать «предметно». Достаньте фасоль (бусины, пуговицы, косточки) и объясните, что, прибавив несколько штук, мы получаем большее число. То же самое с вычитанием. Попросите ребенка придумать пример с фасолинами на сложение и вычитание. Самое главное, чтобы малыш усвоил эти простейшие действия не как магическую формулу, а как результат личного опыта. Поэтому обязательно подтверждайте решение всех примеров на той же фасоли.

Умножаем и делим

Возьмите лист бумаги в клеточку и на примере квадратиков покажите пример на умножение. Например: 2 x 3 = 6, это две колонки по три квадратика в каждой. Пусть малыш сам сосчитает квадратики и убедится в правильности ответа. Когда сам принцип умножения усвоен малышом, можно учить таблицу умножения, объясняя ее с помощью тех же квадратиков. Обязательно обводите эти квадратики и не торопитесь – ребенку должны быть понятны все ваши и его действия. Аналогично объясните принцип деления.

…вместе с Николаем Зайцевым

Немного теории

Суть обучения математике по методике Зайцева состоит в том, что ребенку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99. Они представлены в виде стройной системы, которая демонстрирует не просто количество, но и состав числа. Ребенок сразу видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число.

Практические упражнения

Расчертите лист так, чтобы получилось десять крупных квадратов, расположенных по пять в два ряда. Повесьте лист на стену, а над ним поместите цифру ноль. Обратите внимание ребенка на то, что все квадраты белые – ни один из них не закрашен.

На следующий день на точно таком же листе, расчерченном на десять квадратов, закрасьте один из них любимым цветом ребенка. Над ним на стене прикрепите изображение цифры 1.

День за днем вешайте по одному расчерченному листу с 2, 3, 4 (до 9) закрашенными квадратами и прикрепляйте над ними соответствующие цифры. На десятый день вы повесите лист, в котором будут закрашены все квадраты. Рядом повесьте такой же лист с квадратами, но пустыми. Получится один десяток (цифру 1 поместите точно над десятком) и ноль единиц (над вторым листом с незакрашенными квадратами прикрепите цифру 0). На одиннадцатый день начните заполнять второй десяток, его можно раскрашивать другим цветом.

Дойдя до двадцати (то есть закрасив двадцать квадратов), не забудьте повесить ноль единиц. Причем полные десятки каждый раз помещайте один под другим, а неполные или пустые – справа от полных. Таким образом вам надо дойти до девяноста девяти.

На вашей стене появится длинная цепочка чисел, над каждым листком висит соответствующая цифра – это помогает малышу предметно ощущать количество. Он начинает понимать, что десять состоит из двух рядов по пять, а одиннадцать – это десять и еще один квадрат. Можно играть в ящички с кубиками, например, для трехлетнего малыша не составит труда сказать, что пятьдесят восемь – это пять целых ящиков кубиков и еще восемь кубиков в шестом ящике.

Начинайте вводить элементы арифметических действий с первого же дня знакомства с лентой чисел. Два-три раза в день малыш может показать с помощью указки всю нарисованную вами ленту, запоминая порядок чисел. Потом начинайте задавать вопросы, например: к двенадцати прибавляем три – и вместе с ребенком указкой по ленте «пройдите» на три шага вперед и назовите число, которое получилось в результате. Аналогично выполняются действия с вычитанием, а также несколько действий подряд.

Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ

ЗА: Галина Е., мама пятилетнего Кости

Костик научился считать «по Зайцеву» буквально за несколько недель; с удовольствием закрашивал квадраты, отсчитывал их. Мне нравится простота и доступность этой методики, ее предельная логичность и ясность.

ПРОТИВ: Наталья К., мама двоих детей У меня чисто эстетический протест против методики Зайцева. Когда мой муж, решивший учить младшего сына «по Зайцеву», нарисовал эти квадраты в первый день – я не возражала. Во второй день – напряглась. Когда через неделю вся стена детской комнаты превратилась в квадратное поле, я предложила выбрать другой метод. По-моему, и у детей, и у взрослых от ежедневного лицезрения десятков разноцветных квадратов голова пойдет кругом. Ничего хорошего в таком обучении математике я не вижу.

Категория: МЕТОДЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА | Просмотров: 346 | Добавил: admin | Теги: раннее развитие детей, детский сад и семья, развивающее обучение, воспитание ребенка, советы родителям дошкольников, сайт для родителей | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz