УРОКИ ЧТЕНИЯ - 12 Июля 2013 - Блог - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Понедельник, 05.12.2016, 03:28

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОССИЙСКОЙ МАМЫ [208]
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ [15]
КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА ДО ДЕТСКОГО САДА [49]
ДЕТСКИЙ САД И ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ [32]
МЕТОДЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА [36]
УЧИМ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ [31]
ВИКТОРИНЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [19]
ДЕТСКИЕ СТИХИ [16]
ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ [45]
ТАЙНЫ МОЗГА ВАШЕГО РЕБЕНКА [30]
ПЕРЕХИТРИМ МАЛЫША [18]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2013 » Июль » 12 » УРОКИ ЧТЕНИЯ
14:05
УРОКИ ЧТЕНИЯ

Чтение – это своеобразный паровоз, «локомотив» развития ребенка. Все методики раннего развития сходятся в одном: раннее обучение чтению принципиально важно для становления личности ребенка, для его «раннего старта». Ребенок, начавший читать самостоятельно, открывает окружающий мир с невиданной скоростью, он созидает свое личное пространство, выбирая те книги, которые нужны и интересны именно ему.

Зайцев предлагает показывать ребенку склады не в книге, не на карточках, а на кубиках – и это принципиально. Отсутствие аналитического мышления у ребенка-дошкольника компенсируется обостренным восприятием сигналов от органов чувств – зрение, слух и тактильные ощущения. Поэтому, написав склады на гранях кубиков, Зайцев сделал сами кубики различными по цвету, размеру и звуку. Дети именно чувствуют, а не понимают разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Какие бывают кубики

В наборе «кубиков Зайцева» 52 кубика (7 из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ВО-ВА, БА-БУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ, ТЁ-ТЯ, КО-Ш-КА и т. п.): большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железные, деревянные, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания. Также кубики различаются по размеру.

Большие – это кубики с твердыми складами. Маленькие – кубики с мягкими складами.

Впрочем, с определением «мягкий-твердый» Николай Александрович решительно не согласен: что здесь твердого и мягкого? А вот большой и маленький есть! Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите БА или БЯ.

Большие и маленькие кубики бывают разных цветов и с разными наполнителями.

Двойные – это склеенные друг с другом кубики, с согласными, которые сочетаются – «дружат» не со всеми гласными. Например, Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЁ)-ЖУ-ЖИ-ЖЭ. Такие варианты, как ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ, просто исключены.

Железные – кубики со звонкими складами.

Деревянные кубики – с приглушенными складами.

Золотые – кубики с гласными.

Железно-деревянные – используют для складов, имеющих твердые знаки.

Деревянно-золотые – для складов с мягкими знаками.

Белый кубик – используется для обозначения знаков препинания.

Буквы на кубиках пишутся разным цветом: гласные – голубым, согласные – синим, твердый и мягкий знак – зеленым.

Откуда берутся кубики

«Кубики Зайцева» можно найти в специализированных магазинах: в детских товарах или в магазине педагогической литературы. Гарантированно их можно найти в интернет-магазинах. Однако это недешевое удовольствие. Если вы захотите сделать кубики самостоятельно, то подробную инструкцию по их изготовлению сможете найти в книге «Как научить ребенка читать» (издательст во «Прайм-Еврознак»).

Клеим кубики

Кубики – главный инструмент для обучения чтению по методике Зайцева – после покупки необходимо склеить. Можно заняться этим увлекательным делом глухой ночью, пока любимое чадо спит. Но представьте, какое первое действие совершит маленький ребенок, получивший кубик с какими-то гремелками или шумелками внутри? Правильно! Он его разорвет. А если клеить кубики вместе, такого соблазна не возникнет, ведь и так ясно, что внутри.

Заранее подумайте об укреплении кубиков. Для этого можно вставить внутрь кубика еще один, почти такой же по размеру, вырезанный из плотного картона.

Клеить кубики можно клеем «Момент». Если его нет, то можно воспользоваться клеем ПВА. В процессе сушки клея стяните кубик банковскими резинками, чтоб не разъехался.

Обязательно защитите кубики – обклейте со всех сторон скотчем. Можно перед началом склеивания заламинировать развертку или обернуть термопленкой, а после сборки еще и проклеить скотчем углы граней.

Развешиваем таблицы

Таблицы, входящие в комплект «кубиков Зайцева», не менее важны, чем кубики, – не пренебрегайте ими. Желательно сначала обрезать таблицы по линии обреза, изображенной по краям. Затем, совместив края частей таблицы, склеить их клеем или скотчем. Таблицы тоже желательно обернуть термопленкой, чтобы они не рвались и не пачкались в процессе использования.

Если вы занимаетесь с ребенком дома, то вешать таблицы надо так, чтобы малыш мог достать поднятой вверх рукой до верхнего края таблицы. Когда он подрастет, поднимите таблицу – ребенок должен тянуться к ней, а не наклоняться.

Размещать таблицы желательно в том месте, где малыш бывает наиболее часто, то есть в его комнате. Но если там места совсем нет, то можете разместить их в другой комнате, в коридоре или даже на кухне.

Практические упражнения

Учим попевки

Выучить их необходимо, потому что вы вместе со своим ребенком будете не произносить нарисованные на кубиках склады, а петь их. По мнению Николая Александровича, обучаться чтению с пением гораздо эффективнее, интереснее и веселее, чем без него. А некоторых детей в нежном возрасте иначе и не научишь читать.

Играем в кубики

Главное правило: все кубики со складами принадлежат ребенку. Не бойтесь, что малыш запутается. Точная систематизация позволяет быстро уловить закономерности языка, не засоряя голову ребенка всякого рода «научностью».

Для начала пусть малыш выберет кубик, который приглянулся больше других. Возьмите его и, поворачивая к ребенку той гранью, которую называете, пропойте все склады. Теперь пусть кроха выберет большой деревянный кубик. Затем маленький. Золотой. Железный. Когда будут освоены все типы размеров и звучаний, можно пропеть малышу столбик складов по таблице и предложить найти кубик с той же попевкой. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию.

Встаньте у таблицы, в руки берите указку и начинайте распевать. Обратите внимание на то, что нужно хорошо артикулировать склады, показывать ребенку, что звуки разные: большие и маленькие, звонкие и шуршащие. Для наглядности можно двигаться: вставать на цыпочки или приседать, разводить руками и т. д.

Очень важно вдохнуть в кубики жизнь. Придумывайте кубикам имена: вот большой кубик-папа Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, а вот маленький кубик-детка БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ. Двойные кубики – это бабушки и дедушки.

Начинаем писать

Дальше, согласно методике, надо начинать писать (именно писать, а не читать – чтение придет само собой).

Не бойтесь, если ребенок еще не в состоянии держать в руках ручку. Писать нужно не ручкой на бумаге. Малыш будет водить указкой или пальчиком по таблице, напевая: «БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, МА-ША, МО-ЛО-КО». Ему ведь нужно понимать, как слова составляются, разбирать их на части и вновь собирать. И конечно, писать нужно с помощью кубиков, составляя из них слова.

Начните писать с того, что ребенку дороже всего, – с имени. Кстати, можно написать КО-ЛЯ, но лучше – НИ-КО-ЛА-Й А-ЛЕ-К-СЕ-Е-ВИ-Ч (ребенок будет рад почувствовать себя большим). Потом составляйте названия игрушек, имена близких людей. Собрав в одном конце комнаты слово МАМА, на столе – БАБУШКА ЛИЗА, а у окна – ДЯДЯ ПЕТЯ, начинайте подвижную игру в слова: «Скорее беги к БАБУШКЕ! Смотри, кто к нам приехал, – ДЯДЯ ПЕТЯ! Встречай его! А теперь МАМА зовет тебя с собой!» Таким образом можно обучать чтению в движении, не принося в жертву грамотности зрение и осанку. Обратите внимание, мы не учим ребенка читать или писать с помощью кубиков, мы просто играем.

Упражнение 13

Читаем трудные слова

Приготовьте коробку с мелкими игрушками. На дно коробки положите голубой конверт с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность.

...

Примеры трудностей в прочтении слов

О – А Д – Т

Б – П Г – В

В – Ф И – Ы

Ч – Ш ЫЙ – ОЙ

К – Х Я – Е

С – З Т – Ш

И – Е ТСЯ – ТЬСЯ – ЦА

Г – К ИЙ – ОЙ

На все эти трудности можно сделать карточки или книжечки с картинками (можно усовершенствовать, дополнить карточки и книжки из предыдущих упражнений). Например, в первой игре будут участвовать слова, в которых произносится А, но пишется О. Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.

Упражнение 14

Построй предложение

Подготовьте наборы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны письменным или печатным шрифтом различные слова. Учтите, что из карточек одного цвета необходимо составить предложение. Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одну за другой, чтобы слова составили предложение. При этом не столько важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.

Упражнение 15

Читаем Толстого

Делаем самодельные книжки: на одной странице остается картинка, а на другой – помещаем предложение, взятое из текстов «Азбуки» Л. Н. Толстого. Ребенок читает предложение в книжке и разглядывает картинку, сравнивая их.

Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ

ЗА: Анна В., мама двоих детей

Оба моих сына ходят в «Монтессори-садик» и там учатся читать по ее методу. И они, и мы с мужем очень довольны. Мы не сторонники раннего обучения чтению, ничего не форсируем – когда дети сами захотят, когда мозг их дозреет, тогда и начнут читать. Одному сейчас пять, другому четыре – оба хорошо знают буквы, умеют их писать, старший читает простые слова. Но больше всего в «Монтессори-методе» нас привлекает то, что дети развиваются гармонично: они не только учатся читать, но и учатся общаться друг с другом, развивают мелкую и крупную моторику, внимание, память, они приучены к порядку и очень самостоятельны. У нас в семье нет слова «скучно» – сыновья всегда могут сами занять себя.

ПРОТИВ: Валентина Б., мама шестилетней Варвары

Я очень хотела заниматься с ребенком чтением по методу Монтессори. Но сделать самостоятельно все необходимые материалы оказалось просто невозможно – слишком много требуется сил и времени; то, что у меня получилось, никак не годилось для использования в процессе учебы – буквы кривые, некрасивые. Пришлось все выбросить. Никаких садов и развивающих групп рядом с нашим домом нет. Мы без проблем научились читать обычным способом, по букварю – и оказалось, что никакой нужды в Монтессори нет, и я только зря время потеряла.

…вместе с Гленном Ломаном

Немного теории

В основе метода обучения чтению, разработанного Гленном Доманом, лежит его убеждение в том, что учить ребенка необходимо в период роста его мозга, то есть с рождения и до 7-7,5 года. Учить его надо всему – в том числе чтению. И делать это с помощью многочисленных карточек. Приготовьте плотный белый картон и красный фломастер с толстым стержнем. Картон разрезается на полоски размером 10 х 50 см. В центре этой полоски вы будете писать слова красным фломастером (рис. 42). Высота букв 7,5 см, толщина 1,5 см. Сочетание красного с белым и крупные буквы необходимы для легкости восприятия слова вашим ребенком.

Рис. 42

Пишите без помарок, всегда одним и тем же шрифтом, только печатными прописными буквами. Можно воспользоваться трафаретом. У края карточки всегда оставляйте небольшие поля, чтобы ваши пальцы не закрывали написанного слова.

В дальнейшем размеры карточки и букв будут постепенно уменьшаться, а цвет заменится на черный.

Гленн Доман настоятельно рекомендует вести ежедневные записи, посвященные вашим занятиям с малышом. Во-первых, это хорошая памятка для вас, во-вторых, сопоставляя записи, вы сможете точно оценить достижения ребенка.

Родители, посещающие занятия в Институте Эвана Томаса, заполняют «Ежедневный контрольный листок». Возьмите и вы за правило вести подобный дневник. Отмечайте следующее:

• частота занятий (чем и сколько раз вы сегодня займетесь с ребенком);

• интенсивность (как быстро малыш выполняет задание, сколько новых слов он выучил);

• продолжительность (какое время отводится на выполнение каждого задания, общая продолжительность занятий за день);

• цель занятий (чего вы конкретно хотите достичь, выполняя упражнения. Например: начать читать маленькие предложения);

• замечания матери (добились ли вы поставленной цели, что не получается).

Практические упражнения

Доман – категорический противник использования азбуки и букваря. Он считает, что обучение чтению должно начинаться с изучения не букв, а сразу целых слов. Ребенку трудно понять (а взрослому сложно объяснить), что означают эти «непонятные значки» и для чего они вообще нужны. Попробуйте объяснить двух-трехлетнему малышу, что такое О. Со словами все значительно проще: ребенок хорошо знает, что такое мама, собака, спать, ложка, поэтому запомнить абстрактное слово ему гораздо проще.

Этап 1

Учимся читать слова

Первые 15 слов, которые вы предложите ребенку, должны быть простыми, короткими и знакомыми ему: МАМА, ПАПА, имена других членов семьи, клички домашних животных, названия любимых игрушек или лакомств ребенка.

Выберите момент, когда малыш пребывает в прекрасном расположении духа, сыт, здоров и не хочет спать. Покажите ему первую карточку со словом МАМА и, улыбаясь, скажите: «Это означает МАМА». Пусть он посмотрит на нее пару секунд, затем эту карточку быстро уберите и покажите следующую, затем еще три. Не надо ничего объяснять ни словами, ни жестами, не надо заставлять ребенка повторять слова. Просто четко произнесите написанное слово. После пятой карточки как-нибудь поощрите малыша (погладьте или поцелуйте). В течение дня повторите это занятие (с этими же словами) еще два раза. Итого: три раза, примерно по минуте. Для первого дня достаточно.

На следующий день ребенка ожидает шесть занятий. Три раза покажите пять вчерашних слов и три раза набор из пяти новых. И не забудьте каждый раз хвалить его!

На третий день достаем пять новых карточек. Три раза показываем ребенку пять первых слов, три раза – пять вторых, три раза – пять новых слов. В этот день количество занятий возрастает до девяти. Не пугайтесь, на самом-то деле все вместе отнимет у вас около девяти минут! Интервал между занятиями произвольный, но не менее получаса.

На четвертый и пятый день придется повторить программу третьего дня.

Теперь пришло время изготовить новые карточки. Рекомендуется следующие наборы слов составить из названий частей тела, поскольку эта тема близка и понятна ребенку. Чтобы было проще в дальнейшем, рекомендуется сразу составить пять наборов слов.

Дальше вам придется убирать старые слова и добавлять новые. Поступайте очень просто – удаляйте по одному слову из каждого, уже изученного в течение пяти дней набора, и заменяйте это слово новым. Поступайте так с каждым набором слов. В течение пяти дней ваш ребенок уже видел три первых набора слов, так что теперь вы можете ежедневно обновлять по одному слову в каждом из этих наборов. Через пять дней начните удалять слова в каждом из пяти своих наборов, которые вы в настоящее время используете. Поступайте так каждый день.

Вы будете учить по 25 слов в день. Слова будут разделены на пять наборов по пять слов в каждом. Ежедневно ваш ребенок будет знакомиться с пятью новыми словами, по одному в каждом наборе, а пять старых слов будут вами удаляться.

Если вы к этому моменту достигли главного – ребенок занимается с удовольствием, считайте, что самое тяжелое позади. Возможно, он вам уже продемонстрировал свои успехи. Отлично! Не забудьте похвалить его за это.

Теперь вам предстоит изготовить карточки с названиями предметов домашнего обихода (стол, кровать и т. д.), после – личных вещей малыша (ложка, носки и т. д.), затем в ход идут названия продуктов питания, животных. Но это лишь рекомендации, темы наборов слов вы можете выбирать в соответствии с интересами малыша. И все эти слова он учит по прежней схеме, а потом переходит к изучению глаголов.

Этап 2

Учим глаголы

Следующую группу слов составьте из самых распространенных глаголов (сидеть, прыгать, спать и т. д.). В этом случае, чтобы ребенку было интересней, можете проиллюстрировать слова своими действиями (присядьте, подпрыгните). Можете дать возможность ребенку немного пробежаться. Скажите: «Ты бежишь», а потом покажите ему слово, объяснив: «Это означает БЕЖАТЬ». Обычно дети в восторге от глаголов и запоминают их с поразительной легкостью.

Схема обучения такая же: 25 слов в день, из них пять – новых.

Этап 3

Соединяем слова

Успешно преодолев первый этап, ваш ребенок уже обладает некоторым запасом слов, которые может прочесть. Пришло время переходить к словосочетаниям. Этот этап является промежуточным между чтением отдельных слов и целых предложений.

Начнем мы снова с изучения отдельных слов, потому что они как нельзя лучше подходят для того, чтобы составлять из них сочетания, а потом и целые предложения. Составьте наборы слов, обозначающих основные цвета (красный, синий и т. д.). Желательно, чтобы оборотная сторона карточки была соответствующего цвета. Получится очень удобно: вы показываете, например, зеленую карточку, потом переворачиваете ее, и ребенок видит слово ЗЕЛЕНЫЙ.

Когда вы поймете, что ваш ребенок более-менее освоился с цветами, подумайте, какие слова ему уже знакомы, и составьте простые, понятные малышу комбинации. Например, КРАСНЫЙ ЦВЕТОК, СЕРЫЙ КОТ, БЕЛОЕ ПОЛОТЕНЦЕ. Ребенок, узнав знакомые слова, быстро сообразит, что теперь перед ним уже нечто новое.

Потом следует показать ребенку слова-антонимы: БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕСЕЛЫЙ, ГРУСТНЫЙ, ПУСТОЙ, ПОЛНЫЙ и т. д. Составьте словосочетания и предложите их ребенку.

Если все идет как надо, то не за горами время, когда ваш ребенок начнет читать целые страницы.

Этап 4

Читаем простые предложения

Освоив словосочетания, ребенок без труда перейдет к простым предложениям. К этому времени он наверняка умеет читать не менее 70-100 слов. Из них вы без труда составите несложные фразы. Напри мер: МАМА ИДЕТ, КОТ СПИТ, МАША БЕЖИТ.

Есть два способа помочь ребенку разобраться с новым материалом.

• Привычные карточки. Вам придется умудриться втиснуть в заданный размер два-три слова. Разумеется, использовать вы будете более мелкий шрифт. Буквы будут не 7,5 см, как раньше, а 5 см. Три раза в день на протяжении пяти (а то и меньше) дней показывайте их ребенку. Затем начните обновлять набор, удаляя два старых предложения и вставляя два новых. Ваш ребенок будет усваивать их очень быстро, так что переходите к новым предложениям как можно скорее. • Сделайте книжку размером 20x45 см, величина красного цвета шрифта – 5 см. Состоять она будет всего из пяти предложений.

К каждому их них должна прилагаться подходящая картинка (замечательно, если есть возможность использовать фотографии самого ребенка). Разместите все так, чтобы ребенок сперва видел слова и лишь потом иллюстрацию. Конечно, над изготовлением такого альбома придется потрудиться, но, поверьте, ваш малыш будет в восторге. Начните с первых десяти страниц, которые вы будете читать своему ребенку два-три раза в день. Через несколько дней придумайте новую главу, на основе того же самого словарного запаса.

Постепенно увеличивайте количество слов в предложении. Не забудьте, что вы должны использовать только знакомые ребенку слова. Шрифт снова придется уменьшить, иначе три-четыре слова просто не поместятся на карточке. Можно сделать ее немного длиннее.

Какими должны быть предложения? Лучше веселыми и даже абсурдными. Если, конечно, ребенок находится в том возрасте, когда сможет оценить это.

ПОМНИТЕ: чем веселее и непринужденнее проходят занятия, тем больше запомнит малыш.

Скорее всего, вы не обойдетесь без предлогов. Не бойтесь их использовать, ребенок быстро сообразит, что к чему, и без дополнительных пояснений. Ко гда он осилит первое в своей жизни предложение, то будет невероятно горд своим достижением.

Количество слов в предложении нужно постепенно увеличивать. Соответственно изменятся и ваши наглядные пособия, так как прежние размеры карточек теперь станут слишком малы. Уменьшите размер букв (сперва до 2 см, а после до 1 см) и пишите их черным цветом. Но запомните: никогда нельзя уменьшать размер шрифта и, одновременно с этим, увеличивать количество слов.

Если вам надоели карточки и вы в качестве пособия используете самодельную книжку (о которой говорилось на третьем этапе), продолжайте в том же духе, только теперь замените красные буквы на черные.

Этап 5

Уже книга

Вот и настал великий день. Вашему ребенку предстоит прочесть первую настоящую книгу. Это действительно знаменательное событие, поэтому момент, когда малыш возьмет ее в руки, должен быть запоминающимся.

Что это будет за книга? Тут все зависит от двух обстоятельств. Первое – возраст юного читателя, второе – насколько легко он перешел с крупного красного шрифта на более мелкий черный. Если ребенку еще нет трех лет, то, вероятнее всего, родителям вновь придется «засучить рукава». Дело в том, что первая книга, которую такой кроха гордо прочтет сам, должна отвечать следующим требованиям:

• словарный запас книги должен составлять от 50 до 100 слов;

• в ней должно быть не более одного предложения на страницу;

• высота печатного шрифта должна составлять не менее 2,5 см;

• текст должен предшествовать иллюстрациям и идти отдельно от них.

Сложно обнаружить что-то подобное в продаже, поэтому придется подготовить книгу самостоятельно. Подберите какую-нибудь веселую историю и адаптируйте под словарный запас ребенка. Буквы в вашей книге-самоделке должны быть черного цвета.

Если ребенок старше трех лет, то особых проблем возникнуть не должно. Скорее всего, он уже освоился с относительно мелкими (0,5-1 см) буквами, и вы сможете что-то подобрать для него в магазине. Что касается содержания книги, то никто лучше вас не знает вкусов и предпочтений ребенка. Обычно малышам нравятся волшебные сказки, забавные истории, рассказы о животных. Обязательно одно – книга должна быть очень интересна ребенку.

Когда книга выбрана, можно приступать к чтению. Читайте малышу ее вслух как можно выразительней два-три раза в день на протяжении нескольких дней. Если ребенок захочет сам прочесть знакомые фразы, не препятствуйте. Помните: чем младше ребенок, тем у него меньше желания проговаривать слова вслух. В один прекрасный (именно прекрасный!) момент ребенок непременно захочет все прочесть сам.

Нужно заметить, что для некоторых малышей переход к мелкому шрифту может оказаться трудным. Если вы поймете, что ребенок не узнает знакомые слова, написанные мелко, и скучает – видимо, им не достаточно хорошо усвоен материал четвертого этапа. Чтобы помочь малышу разобраться во всем до конца, приготовьте привычные карточки (шрифт высотой 2,5 см, черный), на каждой из которых будет написано предложение из выбранной книги. Показывайте их ребенку в обычной манере и через месяц снова вернитесь к книге.

Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ

ЗА: Ольга М., мама троих детей

С первой дочкой я занималась по Доману всем, в том числе чтением. К году я устала делать карточки и приспособила компьютер, сделала несколько презентаций в программе PowerPoint. К трем годам Светлана бегло и хорошо читала, пересказывала прочитанное. Поступила в гимназию сразу во второй класс, сейчас в четвертом и бездельничает – учится очень легко и хорошо. Со вторым ребенком заниматься я ленилась и делала все от случая к случаю. Сейчас ему пять. Читать не желает вообще, думаю, гимназия ему не грозит. Третьему сыну полтора, занимаюсь математикой и чтением по Доману. Да, это требует времени и труда, иногда хочется все бросить. Но из своего опыта я поняла: тяжело в учении – легко в бою. Первые годы потрудитесь, вложите в ребенка как можно больше – дальше только принимайте похвальные листы из школы, ребенок будет учиться без проблем.

ПРОТИВ: Татьяна Ф., учитель английского языка

Доман разработал прекрасную методику обучения чтению – но на английском языке! И для англоязычных детей. В английском языке нет падежей, родов, слова почти не меняются. Umbrella – всегда umbrella, в любом контексте. Достаточно в младенчестве запомнить это слово, и оно на всю жизнь останется в запасе ребенка. А вот в русском языке есть «зонт», «зонтик», «зонтику», «с зонтиком» и множество других вариантов, все их не напишешь на карточках, а одним словом «зонт» не обойдешься. Поэтому русскоязычный ребенок, учившийся читать по-русски по карточкам Домана, испытывает серьезные проблемы с освоением различных форм слов, он с трудом разделяет слово на слоги и буквы, не видит внутренней формы слова, легко переставляет буквы внутри слова, а следовательно, пишет с ошибками. Так что я бы не рекомендовала учить малышей читать с помощью Домана.

…вместе с Сесиль Лупан

Немного теории

Сесиль Лупан не придумала новую методику обучения чтению. Ученица и последовательница Гленна Домана, она внесла в его метод несколько очень важных и существенных уточнений, которые помогут всем желающим облегчить обучение чтению по Доману. По ее мнению, начинать учить читать наиболее эффективно тогда, когда ребенок начинает говорить. И делать это не только с помощью карточек, но и используя другие каналы поступления информации: слуховой, тактильный.

Практические упражнения

Называем знакомые вещи

Повесьте в комнате ребенка большой лист бумаги. Записывайте на нем слова, которые он произнес. Каждый раз, когда малыш говорит новое слово, вы торжественно (он должен почувствовать важность момента и уловить ваше эмоциональное состояние) записываете это слово на бумаге. Как только ребенок выговорит свое имя, запишите его на отдельном листке и прикрепите листок к внутренней стороне кроватки, чтобы ребенок, лежа, мог его видеть. Затем подпишите все вещи, которые присутствуют в комнате, и повесьте на них соответствующие таблички: ШКАФ, ОКНО, ДВЕРЬ, КАРТИНА. Вместе с ребенком обойдите комнату, обратите его внимание на эти таблички и произнесите названия предметов вслух. Помните, что буквы должны быть хорошо видны ребенку: высота не менее 2 см; не забывайте писать прописные буквы в начале имен собственных и объясните ребенку, почему так делается. Желательно согласные написать черным цветом, а гласные – красным.

Веселый алфавит

Придумайте занимательные конфигурации каждой буквы и нарисуйте ее на специальной карточке размером с почтовую открытку (рис. 43). Всего должно получиться 33 карточки. Букву сделайте высотой 6-10 см, черного цвета, а детали можно раскрасить красным. Затем организуйте игру с этими карточками. Показывайте три-четыре картинки и просите дать название каждой из них (например, «буква А» или «буква М»). Вводите новые картинки только после того, как ребенок хорошо запомнит предыдущие. Рассказывайте интересные истории про персонажей, из которых «составлены» буквы, как можно чаще повторяя при этом саму букву. Например: «Мы три брата кролика. Наши имена начинаются на букву Ш: Шустрый, Шумный и Шелковые Уши».

Когда ребенок выучит 10 букв, покажите ему те же самые буквы, но без рисунков и меньшего размера. Пусть он сам найдет соответствие этой букве среди карточек с рисунками. А дальше – фантазируйте. Начинайте писать слова и фразы, придумывайте и делайте самодельные книжки про малыша. Их он обязательно захочет прочесть.

Рис. 43

Читаем и учим басни

Как показали результаты многочисленных экспериментов, громадную роль в обучении чтению играет первая книга – та, которую ребенок впервые прочтет самостоятельно. Чем скучнее и проще книга, тем меньше у ребенка желание познакомиться с ней, а следовательно, и вообще с процессом чтения. Лупан рекомендует начинать обучение чтению со сборников басен. В них действуют животные, которых дети очень любят. Пусть вас не пугает обилие незнакомых для детей слов в баснях – это только стимулирует интерес и хорошо развивает речь. Произведения Крылова, Лафонтена, Эзопа – великолепное начало для любого ребенка. Басню можно прочитать и в год, и в два. Очень полезно вместе с ребенком выучить ее наизусть. Для этого необходимо нарисовать картинки, которые помогли бы малышу следить за ходом сюжета, и рассказать басню, как сказку, показывая на рисунки, объясняя сложные места и выражения.

Рассматриваем книги

Чтобы ребенок полюбил читать книги, как можно раньше начинайте с ним их рассматривать. Выберите книги с твердыми страницами и большими красивыми картинками. Если в них нет текста, просто рассказывайте, что нарисовано на картинках. Если текст есть, то прочтите его, а затем обязательно перескажите, уточнив непонятные места. Каждая следующая книжка должна быть немного сложнее предыдущей. Читайте как можно более выразительно, эмоционально, даже театрально, сопровождайте чтение жестами. Прежде чем прочитать новый отрывок, повторите прочитанный накануне, а закончив книгу, перечитайте ее еще раз.

Играем в слова

Одно из условий интереса к чтению – достаточный словарный запас. Ни один ребенок не захочет читать книгу, в которой он не понимает половины слов. Каждое слово – это мостик к новому понятию, знанию, выводу, сравнению и, следовательно, умению мыслить. Поэтому необходимо постоянно работать над расширением словарного запаса ребенка. Запаситесь самыми разными словарями: толковыми, словообразовательными, орфографическими, словарями синонимов и антонимов – и при любой возможности показывайте ребенку, как ими пользоваться. Когда ребенок начинает говорить, используйте свободное время в транспорте или на прогулке для игр в слова. Таких игр существует великое множество: от простейших «цепочек» до сложной «балды». «Цепочки» могут быть тематическими: например, вы по очереди называете животных, растения, продукты.

Очень полезны и письменные игры в слова: «виселицы», составление коротких слов из одного длинного, чтение слов наоборот. С самыми маленькими детьми играйте в «подражалки»: показывая на кошку на улице или в книжке, просите произнести, как она «говорит».

Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ

ЗА: Людмила Р., мама десятилетней Аллы

Еще до рождения Аллы мы с мужем решили, что будем активно развивать ее с самого раннего возраста. Накупили кучу книг, все проштудировали. Доман нам понравился на уровне идей, но мы пришли в ужас от обилия карточек. Тогда ведь купить карточки было невозможно, пришлось бы все делать самим. А ведь мы хотели учить ее не только читать, но и считать, и мышление развивать. Да еще и гулять надо, и домом заниматься. В общем, Доман оказался не для нас. А вот книга «Поверь в свое дитя» нас обоих обнадежила. Материалов требовалось гораздо меньше, библиотека у нас дома и так огромная. Мы занимались в свободном режиме, без принуждения, играя, и результаты оказались великолепными. В четыре года Алла хорошо читала и считала, легко поступила в языковой лицей, сейчас учится с энтузиазмом, обожает книги, но и с точными науками никаких проблем.

ПРОТИВ: Наталья Е., воспитатель детского сада

Как показывает мой опыт, метод Лупан подходит далеко не всем детям. Примерно половина из тех, кого учили читать «по Лупан», нормально читать так и не стали. Почему? Да потому что метода как такового нет. Ну, книжки посмотрели, в буквы поиграли и порисовали, в слова поиграли. У Лупан нет системы, а без нее нет никакого обучения. Наверное, если учить по карточкам Домана и использовать приемы Лупан как дополнение, что-нибудь получится, но сама по себе методика Лупан, на мой взгляд, неэффективна.

…вместе с Линдой Акредоло и Сьюзен Гудвин

Немного теории

Никогда не рано знакомить ребенка с буквами и книгами! Так считают американские психологи Сьюзен Гудвин и Линда Акредоло, которые много лет посвятили изучению работы человеческого мозга. Их методика основана на уверенности ученых в том, что ранние детские впечатления и ощущения способствуют формированию физической структуры мозга. Поэтому чем больше нового он узнает в первые годы своей жизни, тем лучше будет развит его мозг, а следовательно, мышление и речь. Акредоло и Гудвин не предложили стройной методики обучения чтению, но придумали несколько интересных упражнений, которые помогут малышу заинтересоваться этим процессом.

Практические упражнения

Упражнение 1

Знакомимся с буквами

С полугода начинайте знакомить ребенка с буквами – смотреть на них никогда не рано, ведь для малыша изображения букв Ж или М ничем не отличаются от картинок с изображением жука или цветка. Для него все это – различные формы. Можно купить готовые карточки с большими и яркими буквами, а можно изготовить их самостоятельно: просто нарисовать на бумаге довольно крупные разноцветные буквы. Развесьте их по всему дому и показывайте малышу: эта красная буква называется С, а эта – Р. После того как ребенку исполнится год, введите «неделю буквы»: посвящайте каждую неделю одной букве и вводите ее в ежедневную жизнь малыша. Например, развесьте по дому изображения буквы В, украсьте детскую кашу изюминками или вареньем в форме В, в ванне нарисуйте В пеной и т. д. – не ограничивайте свою фантазию! После двух лет, когда малыш начинает проявлять явный интерес к рисованию, предлагайте ему творчески переосмысливать начертания букв. Фактически, это игра по типу «закорючек»: нарисуйте на листе бумаги С, Г, О и попросите его придумать рисунки с этими буквами. В течение двух-трех недель можно так играть с пятью буквами, затем взять еще пять.

Упражнение 2

Знакомимся с рифмами

Чтобы научить детей воспринимать отдельные звуки в слове (а затем уже соотносить их с буквами), авторы методики особое внимание уделяют знакомству детей со звучащей речью. С самого рождения пойте малышу: на ночь колыбельные, днем – просто песенки с рифмованными строчками, причем акцентируйте именно рифмы. Вместо обычной подвески прикрепите над кроватью «рифмующиеся картинки» – изображения предметов, образующих рифмы. Например, нарисуйте кошку, ложку и мошку или платок, каток и моток. Как можно больше читайте стихов, прибауток, рифмованных присказок. Когда появляется первый детский лепет, относитесь к нему очень внимательно: присоединяйтесь к «разговору» своего малыша, повторяйте звуки за ним, а затем предлагайте ему повторить за вами. Например, он говорит «ба-ба-ба», а вы ему «бо-бо-бо». По мере взросления ребенка и усиления его самостоятельности сопровождайте ежедневные ритуалы (просыпание, умывание, одевание) стишками. После двух лет ребенка наверняка очень заинтересует игра «Лишнее слово»: называйте ему два рифмованных слова и одно нерифмованное, а затем просите выбрать то, которое не подходит к остальным. Например: туча, куча, стена или сушка, мушка, воробей. Поменяйтесь ролями: пусть ребенок называет слова, а вы выбираете лишнее.
Категория: МЕТОДЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА | Просмотров: 489 | Добавил: admin | Теги: раннее развитие детей, детский сад и семья, развивающее обучение, воспитание ребенка, советы родителям дошкольников, сайт для родителей | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz