МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НИКОЛАЯ ЗАЙЦЕВА - 22 Октября 2012 - Блог - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Воспитываем  и  обучаем дошколят

Четверг, 08.12.2016, 07:07

Вы вошли как Гость | Группа "Гости


Главная | Мой профиль | Выход  | RSS
ДИВО-ОБУЧАЙКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КУЛИНАРИЯ - ДЕТЯМ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ОКНО В ПРИРОДУ
СКОРО В ШКОЛУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЧИТАЙТЕ ДОШКОЛЬНИКАМ
Категории раздела
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОССИЙСКОЙ МАМЫ [208]
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ [15]
КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА ДО ДЕТСКОГО САДА [49]
ДЕТСКИЙ САД И ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ [32]
МЕТОДЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА [36]
УЧИМ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ [31]
ВИКТОРИНЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [19]
ДЕТСКИЕ СТИХИ [16]
ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ [45]
ТАЙНЫ МОЗГА ВАШЕГО РЕБЕНКА [30]
ПЕРЕХИТРИМ МАЛЫША [18]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2012 » Октябрь » 22 » МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НИКОЛАЯ ЗАЙЦЕВА
21:03
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НИКОЛАЯ ЗАЙЦЕВА

Нe учиться, а играть! Так кратко можно охарактеризовать методику обучения чтению Николая Александровича Зайцева. Пожалуй, это самая популярная методика на сегодняшний день. С ее помощью поборники раннего развития учат своих крошек читать, писать, считать и даже осваивать иностранные языки. И дети не против такого обучения. Ведь все, что от них требуется, – играть яркими кубиками и петь песенки. А результат? Дети, которые в два с половиной, три года начали учиться читать, в четыре уже не понимают, как можно не читать. У них сформирована логика, они прекрасно ориентируются в языке, внимательны. И при этом малыши не превращаются в худосочных очкариков. Они занимаются с уникальными пособиями, которые не только учат читать, но и тренируют глазные мышцы, заставляют двигаться, предохраняя от сколиоза и близорукости.

«У моей дочери отношение к кубикам как к прекрасной игрушке, которую она готова порекомендовать всем своим друзьям», – написала в своем отзыве о методике Н. А. Зайцева одна из мам. Девочке этой сейчас шесть лет. Между прочим, читает Жуковского.

КАК ПОЯВИЛИСЬ КУБИКИ ЗАЙЦЕВА

Николай Зайцев родился и вырос в семье сельских учителей и в выборе специальности не сомневался: после школы поступил на филологический факультет педагогического университета им. Герцена. На пятом курсе был направлен переводчиком в Индонезию. Там Николай Александрович начал преподавать русский язык как иностранный. Это событие и стало отправной точкой в создании его уникальной системы обучения чтению и письму. Одному из самых трудных языков мира – русскому – нужно было научить в кратчайшие сроки. Учениками были взрослые, уже отвыкшие учиться люди – офицеры. Такая задача казалась непосильной, но Зайцев справился блестяще. Он на ходу изобретал новые методы, придумывал оригинальные таблицы, пытался проникнуть в суть языка, чтобы – по выражению самого Зайцева – «научиться передавать ее другим».

Успех вдохновил молодого педагога на разработку собственной системы преподавания. Системы, которая учитывает психологические особенности восприятия русского языка, избавлена от ненужных условностей и громоздких правил, наглядна. Свой метод обучения русскому языку Зайцев начал тестировать в средних классах школ. Результат теста был удручающим: Николай Александрович столкнулся с тем, что ученики совершенно не понимали родной язык, предпочитали зазубривать правила, а не вникать в них. Дети, конечно, были не виноваты. Ведь они привыкли так учиться.

Тогда Зайцев обратился к дошкольникам, в том числе к самым маленьким – детям от полутора лет. Методики были адаптированы для малышей – обучение сводилось к играм. И тут педагога ожидал успех. Его изобретение – кубики – назвали «звенящим чудом». Дети, с трудом осваивающие грамоту, начинали читать буквально через несколько занятий. Методика так зарекомендовала себя, что ряд школ решился полностью перейти на обучение по Зайцеву.

Нам не нужна азбука

Понаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам.


1. Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.

Распространенное явление: мама купила азбуку, ребенок выучил буквы, а читать не может. Слова у него не клеятся.

«Азбука вредна», – утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А – аист, Б – бегемот и т. д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра – аист – ящерица – цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово «заяц». И даже если ребенок учил буквы не по азбуке, что усложняет запоминание названий букв, ему все равно сложно сразу сообразить, что Б и А превращаются в слог БА. Именно поэтому учителя вынуждены идти на разные ухищрения, чтобы показать, как две буквы сливаются в слог.




2. По слогам читать сложно.

В русском языке в состав слога может входить от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт или Мкртчян, – не сразу прочтешь, а ведь слог-то один. Конечно, такие сложные слова малышу читать не нужно, но даже простое, состоящее из одного слога слово «всплеск» вызовет у читающего по слогам ребенка определенные трудности.


3. Человек сначала учится писать, а потом читать.

Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не «шкрябание ручкой в тетради», а превращение звуков в знаки, а под чтением, соответственно, превращение знаков в звуки. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «Саша», а потом спрашивали: «Где папа? А где бабушка? А где твое имя?», то ребенок не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.

Альтернатива слогам – склады

Как же тогда научить малыша читать, раз буквы и слоги лишь запутывают его и отдаляют момент освоения чтения?

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

Склад – это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СОБА-КА, ПА-РОВОЗ, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения – основа зайцевского метода обучения детей чтению.

Почему именно склад?

«Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, – поясняет Николай Александрович. – За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть». Наши предки чувствовали это и ставили «ять» в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: «о-а-зис», держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед «о» и перед «а», или по терминологии Зайцева – «мускульное усилие речевого аппарата». Это самое усилие и есть склад.

Склады на кубиках

Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.

Почему кубики?

Чтение требует работы аналитического мышления (буквы – абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе. Поэтому-то мы и наши родители именно в этом возрасте начинали учиться читать.

Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

КУБИКИ ЗАЙЦЕВА

Какие бывают кубики

В наборе «Кубики Зайцева» 52 кубика (семь из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ВО-ВА, БА-БУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ, ТЕ-ТЯ, КО-Ш-КА и подобные, которые наиболее близки ребенку, особенно на первых порах). Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания. Также кубики различаются по цвету.

Большие – это кубики с твердыми складами.

Маленькие – кубики с мягкими складами.

Впрочем, с определением «мягкий-твердый» Николай Александрович решительно не согласен: что здесь твердого и мягкого? А вот большое и маленькое есть! Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите БА или БЯ.

Большие и маленькие кубики бывают разных цветов и с разными наполнителями.

Двойные – это склеенные друг с другом кубики, с согласными, которые сочетаются – «дружат» – не со всеми гласными. Например, Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЕ)-ЖУ-ЖИ-ЖЭ. Такие варианты, как «жы», «шы», «чя», «щя», просто исключены.

Железные – кубики со звонкими складами.

Деревянные кубики – с приглушенным складами.

Золотые – кубики с гласными.

Железно-деревянные – используют для складов, имеющих твердые знаки.

Деревянно-золотые – для складов с мягкими знаками.

Белый кубик используется для обозначения знаков препинания.

Буквы на кубиках пишутся разным цветом:

гласные – голубым;

согласные – синим;

твердый и мягкий знак – зеленым.

Например, в складе МА «м» синего цвета, «а» голубого цвета, в складе МЬ «м» голубого цвета, «ь» – зеленого. Многих педагогов и родителей смущает такая расцветка, ведь в школе принята совсем другая: согласные синего или зеленого цвета, гласные – красного. А значит, малыша придется переучивать. Однако автор метода утверждает, что уход от красно-сине-зеленых сочетаний позволяет избежать цветовой «разодранности» слов, и поэтому дети сразу начинают читать бегло, без запинок.

Покупать или клеить самим

Кубики Зайцева – удовольствие не из дешевых. Не все родители могут позволить себе выложить такую сумму. Кубики можно сделать и самостоятельно. Это не просто, хотя и возможно. Какие трудности поджидают желающих сэкономить.


1. Сделать развертку кубика, написать каждый склад и раскрасить стороны кубиков должным образом, никогда не держав в руках готовые кубики, довольно сложно, так как грани должны быть расположены в определенном порядке. Если вы не знаете этого порядка, вам, возможно, придется переделывать работу много раз.

Совет. Можно купить один набор на несколько человек и отсканировать развертки. Сканировать можно и готовые кубки, занять у кого-нибудь. Наконец, развертки можно скачать из Интернета.

2. Если вы скачали или отсканировали развертки, вам понадобится цветной картридж для принтера, чтобы их распечатать. Кубики должны быть разных цветов. Конечно, кубики можно раскрасить и вручную, хотя это займет много времени.


3. Кубики должны быть сделаны из плотного картона. Не каждый принтер способен печатать на картоне, если же такая печать возможна, то занимает очень много времени.


Совет. Если вы скачали развертки из Интернета или отсканировали их, то распечатайте их на простой бумаге, а затем наклейте на картон и положите сушиться под пресс.

4. Помимо кубиков в набор входят таблицы и кассета с попевками. Полный комплект таблиц к кубикам занимает четыре листа формата А1. Дальше предстоит та же работа, что и с кубиками: скачать или отсканировать, распечатать, склеить.


5. Понадобится чистая аудиокассета или диск, на который вы должны будете переписать попевки к таблицам и кубикам и песенки алфавита. Оригинальную кассету придется отыскать и занять у друзей.


Теперь соотнесите затраты сил, времени, денег (покупка картона, клея, бумаги, картриджа, диска или кассеты, распечатка разверток и таблиц, окраска и т. д.) на изготовление кубиков с ценой готового набора.

Если трудности вас не пугают и вы решили делать кубики, внимательно прочитайте дальнейшие инструкции.

Если решили купить готовый набор, обратите внимание на сертификат и наполняемость комплекта с кубиками. На волне интереса и спроса на кубики Зайцева на рынке возникло множество подделок.

В комплекте кубиков должны быть развертки самих кубиков, картонные уплотнители, наполнители (деревяшки и металлические пробки), таблицы, пособие – книга Зайцева (132 страницы формата А4, цветная), аудионоситель – кассета или диск, клей. К сожалению, многие предлагаемые в последнее время «собранные комплекты» кубиков Зайцева – это полная самодеятельность, не подтвержденная ни сертификатами, ни автором методики Николаем Александровичем Зайцевым.

ДЕЛАЕМ КУБИКИ СВОИМИ РУКАМИ

Чем наполнять кубики

Чтобы кубики стали «железными» или «деревянными», их наполняют специальным материалом.

В «железные» кубики можно класть:

металлические пробки от бутылок (от пива или лимонада) – по 4 в маленькие, по 6 – в большие, по 8 – в большие двойные;

если пробок мало, то можно к нескольким пробкам добавлять несколько монеток; просто монетки не подходят, так как кубик должен звенеть при малейшем прикосновении к нему, а чтобы монетки зазвенели, кубик надо основательно потрясти;

колокольчики (рыболовные) – по 2 в маленький, по 3 – в большой; или бубенчики (иногда продаются в магазинах для рукоделия) – количество, как в варианте с пробками;

наперстки – количество, как у пробок;

поломанные на кусочки (и согнутые буквой «г» для лучшего звучания) детали от металлического конструктора типа «Юность»;

нарезанные на кусочки (и загнутые) консервные банки.

В «золотые» кубики можно положить любой звенящий наполнитель из описанных выше. Но звук, который издают «золотые» кубики, должен отличаться от кубиков «железных». Поэтому для «железных» и для «золотых» кубиков нужно подобрать два разных наполнителя.

В большой «золотой» кубик наполнителя нужно положить больше, чем в маленький.

В «деревянные» кубики можно положить:

кусочки деревянных палочек, распиленных поперек (по 4 в маленькие кубики и по 6 – в большие);

поломанные на небольшие кусочки прутики;

разломанные или распиленные карандаши;

разрезанные на части корпусы от старых фломастеров;

бусины, пуговицы;

фасоль, гороховую крупу или фигурные макароны;

морскую или речную гальку, ракушки;

мелкие детали пластмассовых или деревянных конструкторов, счетного материала.

Для смешанных кубиков («железно-золотых», «деревянно-золотых», «деревянно-железных») возьмите два разных наполнителя.

Склеивая и наполняя кубики, необходимо соблюдать одно правило – все кубики одного типа должны быть наполнены одинаковым наполнителем (для однообразия звуков). Заранее посмотрите, какого типа наполнителя вам будет достаточно для заполнения всех кубиков того или иного типа. После этого приступайте к работе.


Таблица 1




Кубик и склады

Перед вами таблица 1, с описанием кубиков. Развертки кубиков вы можете скачать в Интернете.

Есть еще четыре склада с твердыми знаками: ЖЪ в слове «межъевропейский»; НЪ в словах «конъюнктивит», «конъюнктура»; РЪ – «контръярус»; ХЪ – «сверхъестественный». Понятно, что при обучении чтению такие сложные слова вам не встретятся, и этими складами можно пренебречь.

Считайте, что кубики собраны правильно, если удается поделить их на 12 сортов с завязанными глазами.

Помните, что помимо кубиков вам нужно также скачать таблицы и склеить и записать попевки.

Категория: УЧИМ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ | Просмотров: 1162 | Добавил: admin | Теги: обучение грамоте в детском саду, методические разработки для детског, ранее развитие детей, учим буквы, занятия по чтение и письмо в детско | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТКИ
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ








ЧАРОВНИЦА

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RUКонструктор сайтов - uCoz